Доклад Елизаветы Гириной об истории создания фильма "Ищу человека"
Встреча прошла в рамках очередного заседания научно-учебной группы
Фильм «Ищу человека» (1973) был снят по мотивам радиопередачи «Найти человека», созданной Агнией Барто с целью восстановления разрушенных войной советских семей. Режиссёр - Михаил Богин. Сценарий фильма основывался на одноименной книге поэтессы и письмах обратившихся в передачу радиослушателей. В своем докладе Елизавета обратила особое внимание на то, что производственный процесс сопровождался сложностями, связанными с цензурой: наряду с официальными советскими цензурными механизмами режиссер столкнулся с внутренними ограничениями, которые накладывала сама Барто. Это противостояние между различными уровнями цензуры демонстрирует особенности кинопроизводства в СССР 1970-х годов и институциональные практики советской киноиндустрии.
Также на семинаре Елизавета Гирина представила свою исследовательскую работу, которая посвящена изучению институциональных фильтров в советской киноиндустрии 1970-х годов на примере фильма «Ищу человека». Цель исследования – выявить формальные и неформальные институциональные практики, существовавшие в киноиндустрии того времени. В рамках работы решаются следующие задачи: анализ структуры советской киноиндустрии 1970-х годов, изучение влияния авторов фильма, Агнии Барто и Михаила Богина, а также принятых в советском кинематографе институциональных практик на производственный процесс фильма, разработка типологии видов самоцензуры внутри творческого коллектива. Исследование Елизаветы строится на анализе архивных документов, личных свидетельств участников кинопроцесса, а также рецензий в советской прессе. В работе она применяет неоинституциональный анализ, позволяющий рассмотреть советскую киноиндустрию как систему формальных и неформальных институтов, регулирующих производство фильмов. Также используется подход production studies, который фокусируется на изучении производственной культуры кино – совокупности ценностей, норм, традиций и рабочих практик, складывающихся в профессиональном сообществе. По мнению Елизаветы, такой комплексный методологический подход помогает выявить механизмы влияния институциональных ограничений на производственный процесс фильма «Ищу человека».

