• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подробнее о проекте

Аннотация исследования:

Проект "Институции советской киноиндустрии в 1940–1970-е гг.: функции, внутренние фильтры, практики" посвящен институциональной истории советского кино. Он стремится отойти от принятого взгляда на советское кино как пространство политического контроля и взять институциональную перспективу в качестве отправной точки исследований.

Цель проекта состоит в изучении роли институций в процессе производства, распространения кино и международного сотрудничества в 1940-1970-е годы.

Хронологические рамки обусловлены стремлением рассмотреть киноиндустрию в период ее транзита к Оттепели. Недавние работы показали высокую роль сталинского кинематографического наследия в области визуального языка кинематографа Оттепели. Однако функционирование институций все еще остается малоизученным.

Наш проект стремится заполнить этот пробел и проанализировать как (не)перестраивались институции вследствие публично декларируемой новой модели советского кино.

Для достижения цели, поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Составить схему институционального устройства советской киноиндустрии и ее эволюции в 1940 1970-е гг.

2. Выявить функции отдельных организаций, отвечающих за прокат и показ фильмов населению, производство и международное сотрудничество.

3. Выявить региональную специфику функционирования отдельных институций (на примере кинопоказов в Латвии и Западной Белоруссии).

4. Сделать видимыми внутренние фильтры, мобилизуемые киноиндустрией при внутреннем производстве и международной копродукции.

Методология исследования подразумевает междисциплинарный подход, который стремительно развивается в рамках Новой истории кино. Несмотря на то, что фокус группы будет на функционировании институций, проект также будет использовать цифровые методы для реконструкции практик советского кинопоказа. Кроме того, планируется рассмотрение советской киноиндустрии в более широком, глобальном контексте, с использованием последних наработок из области транснационального подхода.

Источниковую базу исследования составят: база данных, собранная по советским газетам, впервые вводимые в научный оборот архивные документы по истории советского кино 1940-1970-х гг. из российских государственных и бывших партийных архивов, как центральных так и региональных, а также источники личного происхождения.

Полученные результаты внесут свой вклад сразу в несколько областей научного знания, среди которых не только история кино, но и история плановой экономики, национальная политика, цифровые исследования, культурная дипломатия, социология архитектуры, технологическая история, и культурный трансфер.

Также в результате реализации проекта в открытом доступе будет опубликована база данных, которая расширит академическое знание о механизмах советского кинорынка и позволит перейти от расхожих утверждений о кинопоказах к аргументированному изучению их разнообразия и географии.

 

Постановка научной проблемы:

История советского кино развивалась преимущественно в русле тоталитаристского подхода. С этой перспективы, советский кинематограф рассматривался как мощная машина пропаганды, которая способствовала идеологической индоктринации советских зрителей (Kenez 1985; Groys and Hollein 2003). Во многом, полученные выводы были обусловлены тем, что кинематограф исследовался в основном в русле политической истории.

В свете этой историографической традиции, советское кино если и становился объектом интереса со стороны исследователей, то лишь в контексте его пропагандистских функций. Эпистемологический интерес был сосредоточен на прочтении проявлений пропаганды. Однако недавняя волна нео-ревизионизма в историографии советского кино сместила фокус с его пропагандистских функций на функционирование киноиндустрии как институции. Сосредоточившись на структурной логике кинематографических инфраструктур, новые исследования выявили дисфункциональную природу и ремесленные практики советской киноиндустрии. Так, Мария Белодубровская показала, что из-за кустарного и не автоматизированного способа кинопроизводства сталинская киноиндустрия не смогла построить массовое пропагандистское кино (Белодубровская 2019). В то время как исследование Ирины Черневой показало, что завершение работы коммерчески успешной Экспериментальной творческой киностудии (1963–1976) было связано вовсе не с политическими, а скорее с кадровыми вопросами советской киноиндустрии (Чернева 2016).

Несмотря на существующие исследования, институциональное измерение в советской киноиндустрии все еще остается малоисследованным. Наш проект призван восполнить этот пробел, обращаясь к исследованию институций в рамках советской киноиндустрии. Если недавние исследования были сфокусированы преимущественно на уровне кинопроизводства, этот проект расширяет поле исследования и охватывает в том числе институциональные практики распространения фильмов населению и международное сотрудничество советской киноиндустрии.

Проект стремится проверить следующие научные гипотезы: 1) Административное регулирование проявляло себя в сфере производства, однако зависимая от зрительского спроса инфраструктура кинопоказа требовала гибкости в распространении фильмов населению. Это оказывалась возможным благодаря тому, что механизмы обхода системы директивных предписаний были вписаны в саму структуру планирования на разных институциональных уровнях, чтобы в момент реализации оставалось большое пространство для ситуативных маневров. Все это позволяло киноэкспонентом успешно функционировать в условиях длинной и предсказуемой темпоральности административных предписаний и сиюминутных импульсов со стороны аудитории.

2) На уровне международного сотрудничества ставится под сомнение тезис современной историографии о тотальном контроле копродукции со стороны партии и КГБ. Предварительное изучение делопроизводственной переписки между ведомствами выводит на первый план внутренние фильтры производственной системы.

3) На уровне производства фильмов, отталкиваясь от тезиса Марии Белодубровской о слабости и дисфункциональности советской цензуры в киноиндустрии сталинского периода, мы предполагаем, что и в последующие годы институциональная система цензуры не подвергалась реформированию. Тем не менее, количество запретов фильмов сократилось почти вдвое вследствие исключения момента неопределенности, который вносила фигура Сталина, как арбитра, в цензурировании кино.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.