«Проблемы феноменологической психологии как прото-социологии»: доклад Дмитрия Резникова 27 мая 2022
В конце мая в НУГ «Современная и классическая феноменология» при поддержке научно-исследовательской группы «Феноменология и герменевтика» состоялся доклад Дмитрия Резникова, посвящённый феноменологической психологии. Встреча разделилась на две части: в первой были представлены тезисы докладчика, вторая была посвящена дискуссии, в которой приняли участие сотрудники и партнёры НУГ.
Доклад открылся рядом методологических замечаний, которыми была закреплена линия демаркации между феноменологической психологией и эмпирическими науками о человеке, а также зафиксированы три уровня в системе наук Гуссерля. На верхнем из них расположена трансцендентальная феноменология или универсальная онтология (i), на среднем — мирские эйдетические науки, или региональные онтологии духа и природы (ii), в число которых входит феноменологическая психология. Третий уровень включает эмпирическую область, науки которой заняты не эйдосами, но фактами природы и духа (физика, биология, химия и социология, политология, филология, история соответственно) (iii).
В науках о природе — и это отличает их от наук о духе — наблюдается согласованность установок: они руководствуются натуралистической установкой, которая редуцирует или абстрагирует все культурные предикаты. Эмпирические науки руководствуются персоналистической или естественной установкой (уровень iii), феноменологическая психология — феноменологически-психологической (уровень ii), в которой необходимо провести абстракцию от вещи или положения вещей к полагаемой мною вещи или полагаемому мной положению вещей. Из-за различия этих установок в науках о духе их предлагается разделить на две категории: дескриптивные и конструктивистские. Эвристический смысл такого разделения состоит в том, что в первых региональная онтология будет выступать как априорная антропология, т.е. сущностное исследование мира культуры.
Однако, следуя требованию Лукмана [1] и принимая феноменологическую психологию за формальную матрицу, исследователь оказывается перед рядом проблем, обозначенных в докладе как линии демаркации (на предложенной схеме они разделяют три уровня гуссерлевской системы наук)
В центре обсуждения оказалась линия демаркации между трансцендентальной феноменологией и феноменологической психологией. Их значимое различие состоит в том, что последняя наивно полагает бытие мира: поэтому феноменологический психолог должен идти до конца и совершать универсальную редукцию. Однако, располагаясь на втором уровне, она выступает в качестве пропедевтики и не должна переходить в статус самостоятельной дисциплины, хотя её результаты коррелируют с результатами трансцендентальной феноменологии. Здесь в контекст вводится фигура С. Тагучи, показавшего, что совершение трансцендентальной редукции не предполагает получения онтологически первичной трансцендентальной субъективности, а служит переходом к действительности, содержащей связанные друг с другом провалы или разрывы — то есть, предполагает и субъективность, и мир. Трансцендентальная редукция приводит нас к феноменологическому водовороту, в котором нет ни физического мира ни ментальных единств, но есть только «различаемо-соединяемая» трансцендентальная область, чистая душа как регион имманентного потока переживаний.
Установки трансцендентальной феноменологии и феноменологической психологии, таким образом, различаются через два понятия: понятия конституирования и конструирования. В дальнейшем на этих понятиях строится разделение наук о человеке на конструктивистские, склонные к абстрагированию, и дескриптивные, действующие в рамках естественной установки.
Но можно ли вообще сказать о мире феноменологической психологии нечто кроме того, что это полагаемый мир? В Hua VI, 261 Гуссерль утверждает, что подлинная феноменологическая психология — это трансцендентальная феноменология; то есть, первой следует к ней прийти.
Дальнейшая дискуссия была посвящена решению поставленных в финале доклада вопросов. Обсуждались вопросы о специфике перехода от феноменологической психологии к социологии и том, как и для чего феноменология может сотрудничать с гуманитарными науками в целом. В дискуссии приняли участие руководитель группы Г.И. Чернавин, соруководитель И.В. Кирсберг, участники НУГ и межвузовские партнёры: Фёдор Докучаев, Сергей Комаров (Пермский университет).
Тезисы доклада:
Смотреть в записи: https://youtu.be/FNAqk8Ko98Q
1. Luckmann T. 1979. Phänomenologie und Soziologie // Alfred Schütz und die Idee des Alltags in den Sozialwissenschaften. Stuttgart: Enke.
2. Taguchi S. 2017. Annihilation of the World? Husserl’s Rehabilitation of Reality // R. Walton et al. (eds.), Perception, Affectivity, and Volition in Husserl’s Phenomenology, 163-177. Springer.