Исследовательский семинар: Повседневные транссубстанциации: гадамеровская идея спекулятивного и материальная логика интерпретативного опыта (докладчик: И.Н. Инишев)
Аннотация:
Ключевая новация феноменологической, или философской герменевтики заключается в трактовке «понимания» не как операции с символами и смыслами, а как активации специфической формы опыта с коррелятивными ей аффективно-телесными возможностями и соответствующими «агрегатными состояниями» окружающей материально-перцептивной среды. В этом отношении понимание представляет собой своего рода транспозицию из одной материально-телесной конфигурации в другую («прирост бытия», «тотальное опосредование», «преображение в истинное» и т.д.). В каждом случае, «конфигурация» включает в себя «субъектную» (опыт) и «объектную» (среда) составляющую.
Но если «субъектная» сторона «герменевтического феномена» («события понимания») разработана Гадамером достаточно детально (например, «теория герменевтического опыта» образует центральную – систематическую – часть «Истины и метода»), динамика «объектной» стороны, как правило, лишь индицирована посредством использования ярких [и что примечательно иногда даже физических/химических] метафор (например, «сплавление горизонтов» или тот же «прирост бытия») или описания повседневных материальных практик, в которых «микрофизика» трансформационной динамики окружающих сред подразумевается, но специально не обсуждается (как, например, в случае отсылок к архитектуре, декору, жестам).
Проблема здесь в том, что «сильная» трактовка трансформационного потенциала «герменевтического опыта» (а Гадамер, как кажется, склоняется именно к сильной трактовке) предполагает и сильную трансформацию, затрагивающую не только самосознание интерпретатора, но и материальность окружающих сред.
Элементы подобной «сильной» трактовки трансформационных возможностей понимания мы находим в гадамеровской концепции спекулятивного, схематично представленной в заключительных двух параграфах «Истины и Метода».