• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Аннотация исследования

 Основная тема запланированного исследования – конститутивная роль перцептивного опыта в современной (визуальной) культуре, характеризующейся высокой степенью дифференциации, одним из выражений и истоков которой оказывается растущее многообразие (эстетизированных/кондиционированных) материальных форм. Этот прогрессирующий плюрализм и культурализация материальных форм с неизбежностью ведёт к революционным изменениям в режимах коммуникации: многообразию материальных сред, составляющих неструктурированный семиотический ресурс и образующих собой ситуативные каналы коммуникации, соответствует многообразие форм перцептивного опыта, обладающего способностью генерировать специфические – нелингвистические – значения.

Характерная для современной культуры пролиферация форм материального в её корреляции с ростом многообразия форм восприятия как форм артикуляции и активации повседневных материальных сред рассматривается в рамках проекта в двух ключевых аспектах.

Аспект мультимодальности конкретизирует специфику процессов дифференциации материальных сред современной повседневной культуры, ставя акцент на следствиях разнообразных технологических интервенций в текстуру и функционирование объектов и поверхностей, образующих перманентную среду перцептивного и интерпретативного опыта субъекта в гибридных (материальных и цифровых) и сверхплотных пространствах современной урбанизированной культуры. Одно из ключевых таких следствий – обретение материальными средами статуса «семиотического ресурса»: не вещи, изображения или знаки как «данности» опыта, а предельно фрагментированные «модальности» (текстура, линия, цвет, звук и т.д.) как элементы для разнообразного комбинирования в контексте индивидуального перцептивного акта или окказионально организуемого пространства коммуникации.

В итоге, мы во все возрастающей степени имеем дело с системой сдвигов, характеризующих специфику современной культуры на фоне её совсем недавних форм: от семиотических систем к семиотическим ресурсам, от репрезентации к комбинированию, от (универсальной) структуры к (окказиональному) стилю.

Аспект медиальности акцентирует изменения в статусе восприятия, которое прежде трактовалось в гуманитарных и социальных науках преимущественно в терминах пассивности и индифферентности по отношению к социальным/культурным различиям и категориям. Изменения заключаются, прежде всего, в медиальной функции повседневной перцепции, подразумевающий активное опосредование (заданных) субъективных диспозиций и материальных конфигураций. Перцепция во все возрастающей степени – и при этом в относительно нерегламентированных окказиональных контекстах – обретает характер самостоятельного пространства для «сборки» культурно и социально значимых «фактов»: визуальных поверхностей, аудиальной среды, тактильного «рисунка» индивидуального повседневного опыта.

Перцепция все чаще выступает в роли специфического пространства (непереходность восприятия), сцены для активации (дестабилизации) и трансформации унаследованных культурных контекстов и категорий.

Одна из важнейших социально-теоретических импликаций этих процессов – конкретизация понятия социального конструктивизма в направлении идеи индивидуальной (окказиональной) креативности. В терминах теории культуры речь идёт о новом этапе в истории последовательной деструкции объективистского и нормативистского понимания культуры в направлении радикализации её перформативистской трактовки.

Основная цель исследования – систематический анализ и апроприация новых теоретических моделей и исследовательских подходов к современным культурным феноменам, что, помимо прочего, могло бы оказать содействие модернизации отечественных культурных исследований.

Исследовательский проект состоит из двух частей, первая из которых теоретическая, нацеленная на критический обзор и каталогизацию основных моделей «чувственного познания» в философии, антропологии, гуманитарных и социальных науках. 

К основным темам, которые будут затронуты в теоретической части относятся:

– Динамика материальности в современной культуре: «эксплозия» (количественный рост) и «имплозия» (качественная дифференциация) материальных поверхностей.

– Способы производства социальных значений в контексте перцептивного опыта

– Производство материальности в социальном перформансе (перформативная материальность)

– Индивидуальные и коллективные эстетические (не-дискурсивные) стратегии формирования идентичности

– Мультимодальность социальной коммуникации; социальная семиотика;

– Мультисенсорность исследовательских практик в современных социальных науках;

Во второй части – практической – предлагаются образцы имплементации мультисенсорных подходов в исследованиях культурных эффектов современных перцептивных практик.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.