• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательский семинар. Имагинативный акселерационизм: культурные формы будущего

На очередном (4 августа 2018) семинаре тему для обсуждения составила предложенная руководителем группы идея имагинативного акселерационизма, представляющего собой актуальную форму культурной динамики, для которой характерны: 1) радикальная культурализация материальных сред и 2) интенсификация и пролифирация индивидуальных имагинативных практик как основного способа культурного производства.

Тема: Имагинативный акселерационизм?

Ключевые слова: радикальная культурализация, самотрансцендирование (self-transcendence), перцептивная рациональность (rationality of experience), культура как раствор и как осадок, стратегии эмансипации в условиях “гиперкультурализации”, imaginal accelerationism.

  1. Акселерационизм – “революция для ленивых”: идея, в общем и целом, симпатичная (что, разумеется, делает её весьма подозрительной): революция неизбежна и произойдет без традиционных для неё форм “участия” (гильотины, расстрелы, концлагеря). “Революционное”, пожалуй, впервые синонимично “инерционному”. Теоретическая рефлексия обретает “революционный” потенциал (по меньшей мере, декларативно); известный тезис Маркса о философии не вписывается в новую систему координат.
  2. Наиболее последовательная форма акселерационизма (та, что не нарушает принцип “инерционной революционности”) – радикальная культурализация. “Радикальная” означает не зависящая от процессов в “надстройке”: культурализация как неизбежный и “автоматический” эффект “материальных процессов”. [Непоследовательность современных акселерационистов: дегуманизирующий тренд у правых акселерационистов (Nick Land) и “избыточный” активизм у левых (Alex Williams, Nick Srnicek, Mark Fisher). В итоге: “готика” vs. утопия]
  3. Соответственно “радикальная” (сегодня) не означает “всеобъемлющая” (как у Реквица). “Автоматически” она включает в себя лишь “объективную/объектную” сторону. Для завершения логики радикальной “культурализации” необходима активация её “субъективного” коррелята. Продолжение “объектного” в “субъектном” [вернее в качестве “субъектного”]. Whitehead? Transubstantiations?
  4. Эта “активация” – не абстрактный нормативный горизонт, а практическая задача, от попытки выполнения которой невозможно уклониться: “the coming intrinsic age” (Schulze), “creative dispositif” (Reckwitz). Cultural realism vs. capitalist
  5. Стратегии, импликации и следствия “субъективной активации”:

    1. Стратегии: (mind-)walking, reading, painting...
    2. Импликации:
    3. Следствия:

6. Идея structures of feeling (Williams), переосмысленная на основе современных теорий восприятия и действия, как указание в направлении возможного “позитивного развития”?