Исследовательский семинар: Культура и восприятие: от нормы к ресурсу
Руководитель НУГа, Илья Николаевич Инишев, провёл первый открытый семинар, на котором обсуждались базовые теоретические рамки проекта.
Первый семинар научно-учебной группы был посвящен тематическим рамкам проекта.
Схема выступления И.Н. Инишева на семинаре:
Семинар НУГ (24.02.2018)
Тема: Культура и восприятие: от нормы к ресурсу
Аннотация: первое заседание регулярно семинара научно-учебной группы "Мультимодальность и медиальность перцептивного опыта в современной (визуальной) культуре" будет посвящено обсуждению базовых теоретических рамок проекта. Речь пойдет о трансформационных процессах в современной культуре и связанных с ними переменах в теоретическом инструментарии, необходимом для их осмысления. Основной вектор культурных трансформаций последних десятилетий задается постепенным изменением статуса культуры: от (экстернальной) нормы к (интериоризированному) ресурсу.
Специфика современности: теория культуры впервые отстает (не опережает, как прежде, например, в Романтизме) от динамики своего предмета. Эта динамика была осознана – и во многом сложилась как фактор социальной жизни – благодаря немецкой социально-критической теории и британским "культурным исследованиям" (cultural studies), которые способствовали кардинальной перемене интерпретативных рамок: от утверждения культуры в качестве специфической области к интерпретации культуры как самоартикуляции повседневных практик.
"Проективный" характер культуры – и вместе с ним утопический эмансипаторный потенциал – сегодня все больше отходит на задний план (по меньшей мере в российских исследованиях культуры).
Отсюда (нео)консервативный тренд в современных культурных исследованиях, структурно встроенный в современное игнорирование проблемы принципиального/проективного понимания "культуры". Подавление нормативной рефлексии (рефлексии об эмансипаторном потенциале культуры) нормативностью эмпиристского научного этоса.
Два значения проективности культуры: 1) проект (продукт, область, система); 2) проецирование (практика, перформанс, медиум)
"Диалектичность" культурной динамики модерна: культурная акселерация (т.е. движение от экстенсивной к интенсивной культуре (Scott Lash. Intensive Culture)) как саморазрушение культуры, ее переход к своего рода дисперсному состоянию: в итоге, идея "культуры" как факта и фактора становится драйвером консервативных тенденций, а не эмансипации (здесь уже нет различия между высокой и массовой "культурой"). "Эмпирическое исследование" культуры как имплицитная форма "реакционной" политики. Современные "культурные исследования": приоритет проекции над дескрипцией.
От мейнстрима к дисперсии: от артериального к капиллярному принципу распространения культуры (ослабление/невозможность обратной связи; распределенность; от коммуникации к эманации)
Модусы культурализации: 1) экстенсивная, 2) интенсивная
Культурные формы: 1) область, 2) практика и 3) перцепция
Культурные практики: экспрессия (избранных), импрессия (многих), имагинация (большинства)
Радикальный культурализм: тотальная культурализация материального мира; культурное измерение антропоцена (например: Andreas Reckwitz): эксплозивное расширение (экспансия) мира материальных объектов в эпоху индустриализации переходит в фазу формирования материальных сред (приоритета поверхности над объектом) и имплозии (интенсивной дифференциации материальных поверхностей). Пример интенсивной поверхности: экран (поверхность не как носитель, а как генератор свойств). Экран (пленка, мембрана, пелликула) – парадигма материальных экологий современности (Giuliana Bruno. Surface: Matters of Aesthetics, Materiality, and Media-University of Chicago Press (2014)). Интенсивность культуры: пластичность материальности <==> продуктивность перцепции.
Основное следствие радикального культурализма: постепенное (теоретическое, но прежде всего практическое) учреждение перформативного пространства перцепции.
DeNora: "zero-hour of action in which things become real" (DeNora, Making Sense of Reality: Culture and Perception in Everyday Life (2014))
Следствия для "материального":
A) Перцептивная пластичность , перформативность, мультимодальность материального.
B) Нейропластичность: Catherine Malabou, Lambros Malafouris.
Снижение абсорбирующего потенциала окружающих материальных средств, их стимулирование физической и перцептивной мобилизации.
Формы пластификации материального: технологическая, прагматическая и перцептивная пластификация.
От (ригидного) объекта и (институционально контролируемой) среды к (пластичной и перформативной) модальности (взаимная активация воспринимаемого и восприятия).
"Следствия для субъективного":
"Имагинативный акселерационизм": распределенная образность. Реабилитация когнитивных и имагинативных практик как релевантных (и даже центральных) в отношении культуры.
Креативный "избыток": эмоциональный, имагинативный, когнитивный "остаток", который не может быть "вмещен" в категориальные, материальные и процессуальные рамки существующих ("канализованных") форм культурного производства.
Расширение "культурного" в направлении телесно-эмоциональной "сцены" его "разыгрывания", реализации, приведения в действие (enactment). Теоретическая "разметка" и практическое освоение поля перцептивных практик.
[Сцена: трансформативное пространство перцепции (Wolfram Hogrebe, Chris Brown)]
Эмансипаторный потенциал: (ре)апроприация времени, внимания, опыта, тела.
Телесное понимание: реабилитация чувственного измерения социальных значений – расширение и плюрализация "значимого": от символического к перцептивному – перевод понимания из режима контролируемой манипуляции (селективной мобилизации) в режим телесно-практического (пере)присвоения телесно-эмоциональных ресурсов.
Культура: от символического к перформативному, от нормы к ресурсу.
Расширение сферы культуры в область перформативного/перцептивного – следствие (экспансионистской) культурализации, составляющей интегральную часть логики "большого" модерна.
Теоретические ресурсы:
– Теория восприятия (энактивизм, современная эстетика): континуальность опыта (от мышления к действию), экстернализм (восприятие не как форма репрезентации мира, а как способ интервенции в него).
– АСТ: Reassembling the Cultural vs. Reassembling the Social: трансформация и синтез (сцена и модус) vs. конструирование и комбинация (сеть и объект)
Институциональная операция, "не региональная" ("детерриториализованная") перцепция
Структура (реляция) vs. перформанс (медиация)
– Онтология: "плоская" vs. "сферическая" (о "плоской" онтологии: Ray Brassier Deleveling: Against ‘Flat Ontologies’)
– Семиотика: от материальной семиотики к социальной, от структуры к телесной практике