• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аргументативные практики в философских текстах: доклад Ольги Шапиро

8 декабря в рамках очередной встречи Логико-философского клуба ВШЭ Ольга Шапиро (к.ф.н., Таврическая Академия КФУ им. В.И. Вернадского) выступила с докладом об устройстве различных текстовых и коммуникативных форматов и о том, как изменялись аргументативные практики в философии - от платоновского пира до современной конференции/симпозиума

В докладе была описана методология анализа философских текстов через призму их коммникативного и аргументативного "форматирования". Было показано, как умение различать специфические черты аргументативной структуры помогает сориентироваться в многообразии текстов (прежде всего, философских), а может быть, и найти ключ к их интерпретации.

Аргументация понимается как специфический гиперязык
, минимальными элементами которого являются определенного вида макроструктуры естественного языка (или любого метаязыка). Синтаксис этого языка задается в терминах "ссылок" - переходов между аргументными структурами различных текстов. В результате исследуемый аргументативный текст может быть представлен в виде комплекса сложных аргументативных структур – аргументативных стратегий, построенных на основании правил  аргументативного гиперязыка.

Аргументативная стратегия – это методическое планирование действий, оказывающее влияние на исход дискуссии и проявляющееся в систематическом, координированном и одновременном использовании возможностей, соответствующих контексту аргументации. Смысл, который может быть выражен посредством аргументативных макроструктур, представляет собой содержание определенного тезиса, маркированное присвоением ему степени   достоверности и/или обоснованности.

В сущности, семантика аргументативного гиперязыка отсылает нас к проблемному полю герменевтики. При трансляции через текст этот смысл чаще всего неодинаково понимается автором и читателем
. Помимо того, что
задаваемой таким образом семантике гиперязыка присуща имманентная прагматическая окрашенность, над ней надстраивается еще и чисто прагматическая структура. Прагматическая оценка является динамической характеристикой текста, которая может изменяться в разные исторические периоды (падение и новый всплеск интереса к текстам того или иного автора). Оценка соотносится с конкретным историческим периодом и приписывается тексту на основании анализа текстов – «ответов» (рецензий, опровержений, пародий и пр.)

В качестве примера применения такого подхода был предложен сравнительный анализ различных типов философских диалогов и исторический анализ динамики исторического развития симпосийного формата философской коммуникации (Симпосий - Светский салон - Научная переписка - Конференция - Симпозиум - Круглый стол).

 Шапиро О.А. Аргументативные практики в философских текстах (PDF, 323 Кб)