• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся очередной семинар НУГ междисциплинарных исследований автобиографии

28 октября состоялся очередной семинар НУГ междисциплинарных исследований автобиографии. С докладом на тему:"Бенвенуто Челлини – ренессансный лекарь, маг и алхимик?" выступил Юрий Руднев, аспирант второго года обучения факультета истории НИУ ВШЭ. Фоторепортаж, отчет о семинаре.

28 октября состоялось очередное заседание НУГ междисциплинарных  исследований автобиографии.  С докладом  на тему «Бенвенуто Челлини – ренессансный лекарь, маг и алхимик?», выступил Юрий Руднев, аспирант второго года обучения факультета истории НИУ ВШЭ.

 

Автор  отметил  провокативность заявленной  им  темы доклада, во-первых, потому, что  она из целей доклада – критика традиции интерпретации личности и творчества Бенвенуто Челлини, во-вторых,  автор предполагает заложить основание для новой парадигмы их восприятия.

Условно историографию  относительно Бенвенуто Челлини  можно разделить на три основные группы: 1) Романтическая, 2) социально-историческая, 3) literary studies (литературные исследования). Согласно романтической традиции, Челлини – героическая личность, титан Возрождения, который хочет это доказать каждой буквой и каждым поступком своей «Жизни». Этим, конечно, он ставит себя в линию с другими великими именами эпохи. Подход со стороны социальной истории был обусловлен общими историографическими тенденциями и новациями: основным его лейтмотивом была мысль, что Челлини, оставляя свидетельство о себе, пытается легитимировать становящуюся в то время на ноги соцгруппу Художников – уже не как ремесленников, но как свободных творцов, могших разговаривать наравне со своими патронами. Представители подхода literary studies пытаются, главным образом, показать, какие паттерны Челлини и у кого заимствовал (например, у Данте и Микеланджело), строя свою личность.

 Бенвенуто Челлини (1500–1571) написал свою жизнь в период между 1558 и 1562 гг., то есть в старости, за 10 лет до смерти. Как говорит он сам, по-началу он писал её своей рукой (даже сохранились исписанные им страницы), но затем поручил это дело хворенькому парнишке (который при этом не был его подмастерьем). «Жизнь», в отличие от его трактатов о скульптуре и ювелирном деле, пролежала довольно долго в виде рукописи и была опубликована только в 1728 г., т.е. почти 200 лет спустя.

На основе анализа отдельных фрагментов текста в докладе  были показаны  медицинские, затем магические и алхимические контексты, переплетающиеся в  автобиографии Челлини.

Челлини хорошо ориентировался в различных типах знания эпохи и весьма грамотно использовал не только язык описания современной медицины, но и выстраивал сложные магические и алхимические нарративы.

Концепция лечебного удовольствия, с помощью которой Челлини объясняет цель написания своей жизни, – вполне медицинская тема, которая встроена в его видение мира (и отсутствующая при превалировании других контекстов).

Инстанция автора в донововременной автобиографии сильна. Челлини пытается превратить своё письмо и речь в лекарство, поэтому надо учитывать его интенцию, авторский замысел. Он играет ключевую роль в правильном понимании роли этой книги в картине мира, где ещё материальное и идеальное не настолько разделены, где каждая вещь отсылает к другой вещи, раскрывая общий замысел мироздания.