• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчёт о семинаре Герменевтического кружка, посвящённом "Предмету знания" С. Л. Франка

25 ноября в рамках Герменевтического кружка состоялось обсуждение темы «Проблема соотношения знания и бытия в “Предмете знания” С. Л. Франка». С одноименным докладом выступила студентка 4 курса факультета философии НИУ ВШЭ Мария Тарасова. Вопрос, представлявший наибольший интерес, касался понятия интуитивизма у Франка и проблемы обоснования «интуитивного» знания. Предлагаем Вашему вниманию текст, резюмирующий обсуждение, и фоторепортаж.



Тезисы М. Тарасовой "Проблема соотношения сознания и бытия в Предмете знания Франка"

Фрагменты "Предмета знания" для чтения на семинаре ГК



25 ноября
в рамках Герменевтического кружка состоялось обсуждение темы «Проблема соотношения знания и бытия в “Предмете знания” С. Л. Франка». С одноименным докладом выступила студентка 4 курса факультета философии НИУ ВШЭ Мария Тарасова. Вопрос, представлявший наибольший интерес, касался понятия интуитивизма у Франка и проблемы обоснования «интуитивного» знания. Как известно, в XX  веке тему интуиции развил Анри Бергсон. Он утверждал, что современное знание не дает нам полной картины мира, поскольку мир – это бесконечная изменчивость бытия, а не только лишь косная материя. Интуитивное знание - это, соответственно, не знание в понятиях, в некотором смысле бездоказательное знание. Подобную тему в своей магистерской диссертации «Предмет знания» развивает отечественный философ С.Л. Франк.

А.В. Михайловский
и Е.К. Карпенко продолжили тему историко-философского бэкграунда обсуждаемой работы, напомнив о том, что Франк - религиозный философ. Мария уточнила в этой связи, что стремится представить Франка не как одного из мыслителей, "вышедших из шинели В. Соловьева" (как выразился А.В. Михайловский), а скорее как новоевропейского философа, тем более что "Предмет знания" был написан раньше, чем русский философ обратился к религиозной философии. Кроме того, интуитивное знание или, пользуясь термином Франка, "живое знание" - это не мистическое откровение. И "живое знание" в рамках диссертации претендует на некоторую всеобщность, универсальность (и достоверность), что нельзя сказать о мистическом знании, которое всегда личное.

Докладчица выделила 4 предпосылки, с которых начинается рассуждение об интуиции у Франка:
1. Существует два рода знания: знание о предмете (знание в понятиях) и знание как обладание самим предметом (интуитивное знание).
2. Достоверно мы знаем только то, что включено в наше сознание. (Здесь важен термин "вчувствование", который можно объяснить как эмпатию, со-чувствование другому человеку. При этом оно может быть направлено еще и на предмет).
3. Знание всегда есть знание о предмете, поэтому гносеология не может существовать отдельно от онтологии.
4. Франк считает, что метафизика является естественным взглядом на мир.

Поскольку мы различаем знание и предмет, возникает проблема трансцендентности предмета по отношению к имманентности сознания. Когда мы утверждаем, что А есть В, то при этом не в определении А содержится нечто, что соотносится с В. Если бы А исчерпывалось только самим собой, то не было бы никаких точек соприкосновения с В, оно было бы изолировано от него. Поэтому в утверждении содержится некоторое Х, которое больше, чем А и В, и которое соотносится с ними обоими (это «третье», которое объединяет A и В в гносеологии, или «я» и «ты» в социальной онтологии Франка, безусловно, отсылает всё же к русской религиозной мысли, к понятию соборности – прим. А.Б.). Это Х является неизвестным вообще, остаток которого есть в каждом знании. Здесь можно наблюдать предпосылки абсолютного бытия у Франка. Это неизвестное вообще мы как-то знаем, поскольку, хоть оно и неизвестное, мы соотносим его с А и В, и оно, в принципе, является основой нашего знания.

То, что соотносит знание с неизвестным - это сознание. Для Франка сознание является направленностью вовне, на внешнюю реальность. При этом есть "большое" и "малое" сознание. Малое сознание - это актуальная направленность на бытие, потенциально способное познать все, то есть совпасть с бытием. "Большое" сознание - это актуальное знание обо всем, оно в принципе совпадает с бытием. Смысл знания - проникновение в неизвестное, которое происходит благодаря нашему интересу, направленности вовне, сознанию. Здесь М. Тарасовой также было отмечено важное различие, которое проводит Франк между имеющимся и данным. Имеющееся - это то, что потенциально "малое" сознание может познать, "данное" - это то, на что актуально направлено наше сознание, то, что мы знаем в данный момент. Таким образом, у нас "имеется" знание обо всем (см. п.2 и 4).

Индивидуальное сознание порождает дуализм знания и предмета, поэтому не может быть основой для единства, первоначалом знания – таковым является, по мысли Франка, абсолютное бытие, которое есть жизнь, сама себя сознающая. Индивидуальное сознание, выносящее суждения, связано с абсолютным бытием, является его частью. Таким образом, предмет, если сознание не направлено на него, трансцендентен, но при направленности он становится имманентным сознанию, что в принципе делает возможным "живое знание". В утверждении связи сознания и абсолютного бытия в рамках гносеологии Франка преодолевается дуализм субъекта и объекта познания.

У участника дискуссии А. Кисельникова возник вопрос о соотношении "большого" и "малого" сознания – повторяет ли Франк в своих рассуждениях  идеи буддизма: сознание с одной стороны - индивидуально (и это иллюзия), а с другой стороны - является всем целым? Как можно охарактеризовать представления Франка - как монизм или как дуализм? Докладчица уточнила, что у Франка есть понятие всеединства, в котором сливаются все противоположности, некая мета-структура, которая решает проблему противоположностей, при этом сохраняя их природу, и, возможно, имело бы смысл обратить внимание на понятие «монодуализма», употребляемое Франком, чтобы ответить на данной конкретный вопрос. Вопрос о том, как возможно прийти к всеединству, о котором пишет Франк, остался открытым. 

Никита Хейфец, студент 4 курса факультета философии НИУ ВШЭ 
 
Выражаем искреннюю благодарность Елене Константиновне за участие в обсуждении!