• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полина Сержантова выступила на конференции “Искусство советского времени: неосуществленные замыслы, незамеченные произведения, дискуссии, рецепция”

конференция прошла 17–19 сентября 2025 года в ГИИ.

Полина Сержантова выступила на конференции “Искусство советского времени: неосуществленные замыслы, незамеченные произведения, дискуссии, рецепция”

Полина Сержантова выступила с докладом “Архитектура типового советского кинотеатра 1950–1970-х годов: дискуссии и практика”. Были проанализированы представления разных акторов (Госкино СССР, архитекторов, зрителей) о функциях и оптимальном устройстве городского кинотеатра, а также отражение этих запросов в архитектурном решении зданий.

Середина 1950-х гг. стала временем активного расширения и модернизации советской киносети. В 1958 г. Совет Министров инициировал строительство 20 кинотеатров повышенной вместимости в столицах республик и крупных городах СССР; для создания каталога подходящих архитектурных проектов Министерством культуры и Госстроем СССР был организован товарищеский конкурс. Обсуждения в рамках этого конкурса выявляют аспекты, вызывавшие у разных участников процесса кинофикации наибольшие противоречия — вопрос оптимальной вместимости кинотеатра его и назначения, которое, в свою очередь, определяло состав помещений. Анализ обсуждений материалов конкурса и дискуссий архитекторов в прессе показывает, что планы центральной администрации кино по строительству кинотеатров-гигантов вызывали резкое несогласие у большинства представителей архитектурного сообщества, воспринимались как "излишества" и невнимание к потребностям зрителей.

В то же время, и власти союзных республик, исполнявшие предписания Государственного комитета по кинематографии, и архитекторы считали целесообразным не ограничивать функции кинотеатра показом фильмов. Используя в качестве аргумента необходимость адаптировать здания для проведения массовых мероприятий, исполнители в союзных республиках смогли получить разрешение на включение в проекты крупных кинотеатров развитых фойе, от которых центральная администрация кино призывала отказаться в целях экономии. Идея кинотеатра как многофункционального учреждения получила дальнейшее развитие в середине 1960-х гг. в типе кооперированного киноздания.

Также в докладе рассматривался вопрос агентности зрителей и их ожиданий от кинотеатра. Основными источниками стали обращения кинозрителей, опубликованные в периодической печати, и данные социологических опросов.

Программа конференции (PDF, 135 Кб)