• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“С социалистическим приветом”: институциональный аспект совместного кинопроизводства СССР и социалистических стран (1956-1962 гг.)

15 апреля 2025 года участники НУГа обсудили черновик статьи Яны Паршиной

“С социалистическим приветом”: институциональный аспект совместного кинопроизводства СССР и социалистических стран (1956-1962 гг.)

 

В своей статье на основе анализа документов Министерства культуры СССР и советских киностудий Яна рассматривает совместное кинопроизводство через институциональное измерение и ищет как внутренние фильтры киноотрасли, ее кустарность и дисфункциональность, так и дипломатический профиль сотрудничества, который был своеобразным посредником культурных контактов. В своем исследовании Яна опирается на работы по истории советской кинематографии  К. Рот-Ай и М. Белодубровской, которые придерживались институционального подхода. Как отмечала К. Рот-Ай, выпуск кинокартины на советские экраны следовал за сложной хореографией социальных институциональных отношений. М. Белодубровская на примере сталинского кинопроизводства показывала децентрализацию и гетерогенность советской киноотрасли, а в качестве основной причины дефицита материала отмечала не идеологический контроль, а саму “неспособность производить”. Даже в условиях послесталинской реорганизации управления кино, ликвидации Министерства кинематографии и появлению соответствующего управления в структуре Министерства культуры, некоторые проблемы кинопроизводства так и остались нерешенными. 

По мнению Яны, специфика документооборота внутри культурных учреждений и между ними позволяет говорить и о “бумажном” режиме социалистической кооперации, где производство совместных фильмов формировалось и поддерживалось разветвленной бюрократической перепиской и отчетами. Опираясь на концептуализацию бюрократических документов Мэтью Халла, Яна Паршина рассматривает институциональные практики сотрудничества через “ассоциации” – сети, которые формируются и поддерживаются в том числе с помощью документооборота. Исследовательница также ставит под сомнение представление о тотальном идеологическом давлении и делает вывод об атомизации институциональной кооперации, которая была результатом  рассогласованности институциональных практик сотрудничества социалистических культурных учреждений и неустойчивости “бумажного” режима взаимодействия.