• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастер-класс Олега Берназа «Как мыслить участие в клинической этике» — 3 ноября 2022

3 ноября 2022 Олег Берназ (PhD, Институт непрерывного образования RTL, Намюр) провел мастер-класс «Penser l’intervention en éthique clinique», посвященный философскому потенциалу лакановского психоанализа. Рабочим языком мероприятия был французский.

В начале ноября на регулярном семинаре НУГ «Современная и классическая феноменология» состоялся мастер-класс Олега Берназа (Намюр, Бельгия), посвящённый философскому приложению психоанализа Лакана и проблема институционализированной идентичности.

 

Мастер-класс открылся вступительным словом Георгия Чернавина, представившего поле исследовательских интересов Олега Берназа и его недавние публикации, связанные c философским осмыслением русского формализмом и языковой политикой и практиками конструирования национальной идентичности, осмысленными из фукольдианской парадигмы.

В самом докладе речь пошла об институционально задаваемых ролях и том значении, которое их носитель способен им приписать.

Так, задав концептуальную рамку, выстроенную между понятием «рефлексивного управления» (gouvernancereflexive) и психоанализом Лакана, Олег Берназ принимает за основную проблему доклада трансформацию идентичности интервента в клинической практике психоанализа. В этом смысле предстоит понять, как интервент действует в отношении самого себя и пациента, чтобы открыть возможность коллаборации или совместного действия

Отправной точкой становится следующее утверждение: с эмпирической точки зрения современные медицинские практики усложнились в силу изменения технологических, экономических и юридических условий работы. Это усложнение повлияло на учреждённые внутри клинической практики нормы, превратив их из внешних моральных принципов в источники расширения способностей для всех участников процесса (capacitation, empowerment). Чтобы осмыслить эти перемены, необходимо привлечь теоретический тезис, связанный с рефлексивным управлением. Последнее срабатывает как учреждение интерсубъективного поля, в котором должны существовать гарантии удовлетворения требований каждого участника. Такое управление задействует контекстуальную прагматику, сместившую фокус от соблюдения моральных норм на модусы их коллективного переживания. Поэтому необходимо исследовать процессы формирования коллективного знания и умения как вечно открытой структуры, задающей новые формы субъективности. Основная проблема в таком случае носит эпистемологический характер и касается условий возможности самой трансформации идентичности участников клинических практик. Её решение, судя по всему, лежит в практическом поле, способном подвергнуть испытанию находящуюся в процессе конституирования идентичность и связанные с ней установки.

 

Полная запись мастер-класса доступна по ссылке: https://youtu.be/mQnp-29NwpA