• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От структуры к стилю: Мерло-Понти» — доклад Аббеда Каноора 24 ноября 2022

24 ноября 2022 в рамках регулярного семинара НУГ состоялся мастер-класс феноменолога, PhD Аббеда Каноора (Тюбингенский университет, Германия / Международный коллеж философии, Париж, Франция) «От структуры к стилю. Мерло-Понти ( From Structure to Style. Merleau-Ponty) ». Рабочим языком мероприятия был английский.

«От структуры к стилю: Мерло-Понти» — доклад Аббеда Каноора 24 ноября 2022

В своём вступительном слове Г.И. Чернавин представил диссертационное исследование Аббеда Каноора «Weltzeit. Die phänomenologische Grundlegung der objektiven Zeit bei Husserl, Merleau-Ponty und Blumenberg», cвязанного с проблематикой времени в феноменологии, а также рассказал о его последних публикациях – «Gezähmte Schizophrenie. Eine philosophische Analyse von Zugehörigkeit und kultureller Ich-Spaltung», а также «„Zwischen“. Über die Erfahrung der interkulturellen Situation. Ein phänomenologischer Beitrag zur Interkulturalität», ориентированных на межкультурные исследования, а также упомянул несколько совместных философских проектов, включая летнюю школу «Феноменология и критика идеологии», которая проходила в НИУ ВШЭ в 2019 году при активном участии Каноора.

 

Доклад Аббеда Каноора «From Structure to Style. Merleau-Ponty» был представлен в виде текста-презентации, благодаря чему можно параллельно читать текст, а также видеть все цитаты на языках оригинала.

Резюме доклада:

Проблематика философии Мерло-Понти связана с определенным жестом преодолений бинарных оппозиций (например, душа/тело или видимое/невидимое) не через синтез или снятие, но через поступательное осмысление напряжения, возникающего из-за поляризации противопоставляемых концептов, а также динамики смыслопорождения, которую задает указанная дихотомия. В центре рассмотрения докладчика оказалась дихотомия «Структура/Стиль», которая задает не только смысловой, но и хронологический контраст в творчестве Мерло-Понти: так,  термин «структура» фигурирует в самой первой опубликованной работе Мерло-Понти («Structure de comportement» (Структура поведения)» и определяется  через процессы координации и диссоциации. Структура не есть ни сущее, ни априорный принцип его организации, но выражение конкретных конфигураций означивания в телесных формах, являя собой тождество внутреннего и внешнего. «Стиль» — одно из ключевых понятий в поздних работах Мерло-Понти, выражающее фактичность и особенность трансцендентального порождения смысла. 

В своей критике гештальт-психологии Мерло-Понти, по мнению Каноора, уже начал разрабатывать собственную «новую идею разума», которая связана с намеренным (i.e. интенциональным) занятием позиции в данной ситуации и телесной реакцией на нее. Ключевую роль в символическом структуропорождении, в производстве языка играет не сознание, а форма. Каноор полагает, что Мерло-Понти можно было бы считать представителем «феноменологического лейбницеанства», в силу его перспективизма (правда, его «монады» принципиально не замкнуты на самих себе, а способны предъявить и поделиться своей точкой зрения с другими, что выражается в творчестве и в эффекте резонанса некоторого общего эстетического феномена). Переход от осмысления структур к исследованию стиля у Мерло-Понти можно считать выражением его новой философской перспективы, которая мыслит структуры не морфологически или иерархически, но более холистично, скорее как индивидуальные и уникальные живые организмы, что в дальнейшем привело его к вопросу о смыслопорождении и формопорождении как таковых. 

Подчеркивая переход от философского анализа структур к философии индивидуации, обращенной к пониманию особенного и уникального опыта, Аббед Каноор подчеркнул сильное влияние Мальро на Мерло-Понти. Иранский исследователь обратил внимание на то, что феноменологическое исследование искусства у Мерло-Понти (попытка осмыслить опыт чувствительности художника или писателя, понять, что вообще определяет и задает индивидуальную манеру и творческий стиль, а также в чем состоит принципиальная незавершенность произведения,  всегда требующего некоторой инвестиции внимания и сборки смысла со стороны своей аудитории) — может служить  ключом к пониманию опыта мира как такового. Все произведения оказываются своего рода набросками мира, отсылаю к некоторому универсальному телу, тому, что поздний Мерло-Понти назовет «прозой мира». 

В рамках дискуссии участники мастер-класса, в числе которых были представители НУГ "Современная и классическая феноменология" поднимали вопросы, касающиеся феноменологического исследования стиля у Мерло-Понти, а также влиянии на Мерло-Понти различных авторов. 

В частности, были рассмотрены:

- вопрос о возможном влиянии трактовки понятия аффективности Макса Шелера; - вопрос о специфике работы «интенциональной арки» в феноменологии восприятия Мерло-Понти; - вопрос о сходствах и различиях в трактовке понятия "ситуация" у Мерло-Понти и у Сартра и Симоны де Бовуар;  - вопрос о специфике и сложности определения понятия «стиль»; 

- вопрос о возможности не только сосуществования и разнообразия «мировых стилей» (world styles), но и возможной ситуации конфликта или принципиальной несовместимости различных «мировых стилей»; - вопрос о параллелях и различиях в трактовках восприятия и его дорефлексивных оснований и т.н. «пассивных синтезов» у Мерло-Понти и Гуссерля.

Запись мастер-класса доступна по ссылке: https://youtu.be/uy8HMbRwc1Q