• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журчащая фистула, метаболические протезы: доклад Максима Мирошниченко 15 апреля 2022 г.

15 апреля в рамках совместного семинара НИГ «Феноменология и герменевтика» и НУГ «Современная и классическая феноменология» состоялось обсуждение доклада Максима Мирошниченко (к.ф.н., РНИМУ им. Пирогова) на тему «Журчащая фистула, метаболические протезы: воплощенное тело и его «расширения» в опыте хронической болезни», посвящённого соотношению «расширений» и «инкорпорирований» живого тела в энактивизме и феноменологии.

В представленном докладе Максим обратился к рассмотрению вопроса о соотношении «расширений» и «инкорпорирований» живого тела в энактивизме и феноменологии. Обращаясь к  энактивизму и 4EA-подход, а также феноменологии М. Мерло-Понти докладчик исходит из того, что метаболизм может быть понят как фундаментальная способность живого существа расширять свои границы. Такого рода философский взгляд может быть противопоставлен медицинскому взгляду, который репрезентирует господствующую на сегодняшний день биополитическую модель пациента как объекта, а также отчасти «гуманизированную» модель рассмотрения пациента как «интересного случая», то есть, фактически, «придатка» к своему диагнозу. Обращение к внутреннему опыту субъекта, который можно исследовать с помощью феноменологического инструментария (т.н. «Медицински-информированная феноменология»), может быть рассмотрен как способ переосмысления такого рода парадигмы.

Представленный доклад фактически состоял из двух частей. В рамках первой, теоретико-концептуальной, Максим обратился к работам таких авторов, как М. Мерло-Понти, В. Собчек, К. Малабу, Д. Лэддер и др. На основании представленных и критически рассмотренных энактивистских и феноменологических проектов можно сделать общий вывод о том, что идея расширения/инкорпорирования переопределяется в отношении живого тела (как биомедицинского тела), которое имеет модальности здоровья, силы, стресса, болезни и смерти. Инкорпорирование технологии и обретение искомой целостности тела осуществляется дорефлексивно, в частности, этот опыт можно рассмотреть как связанный с болью и дискомфортом.

Во второй части доклада Максим предложил обратиться к конкретному случаю такого рода инкорпорирования, рассмотрев ситуацию развития хронической болезни и ее последствий для «воплощения». В опыте пациентов весьма явным образом можно проследить то, как происходит взаимное конституирование живого и объективного тела — и в качестве конкретного кейса было предложено рассмотреть случай больных с почечной недостаточностью как некое «немое заболевание» с неспецифическими симптомами, которые обнаруживаются только на терминальных стадиях и приводит к весьма радикальной перестройке повседневных практик, ритмов жизни и восприятия собственного тела. Искусственая почка в каком-то смысле может выступать как «убийца Я», некое коварное устройство, помогающее выжить, но тот, кто живёт жизнь с искусственной почкой, вынужден весьма сильно изменить представления о самом себе. Здесь обнаруживается вдруг размытая граница между жизнью как позитивным вовлечением  и активностью — и умиранием (можно вспомнить концепт «новомертвые / псевдоживые» Дж. Агамбена). Исследование того, как пациенты, выбравшие в одном случае проходить гемодиализ амбулаторно, а в другом случае — автономно осуществлять регулярные процедуры перитониального диализа, воспринимают самих себя и своё тело, требующее такого рода «заботы», может в этом смысле дать достаточно ценный материал для лучшего понимания границ субъектности, агентности, взаимодействия «тело — медицинский аппарат» и пониманию того, как технологии инкорпорируются и в буквальном смысле могут трансформировать «Я» пациента, и каким образом может происходит пересборка личностного опыта как опыта отчуждения своего тела или наоборот, как опыта не-отчуждающего.

В завершающей части доклада речь пошла о методологических особенностях и проблемах, возникающих при моделировании эмпирического исследования с постановкой философских задач. Максим обозначил целесообразность проработки метода «феноменологического интервью», или некоторой специальной феноменологической герменевтики медицинского опыта, которая не сводилась бы к статическому анализу серии интроспективных рассуждений.

Презентация — здесь: https://drive.google.com/file/d/1FKRCUFf27GRkpqz2wM2SEXEKD1wI2q-X/view?usp=sharing