• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феноменология πάθη и практика «заботы о душе» (Екатерина Хан): заключительный семинар весеннего цикла НУГ

25 мая 2021 года в НУГ «Современная и классическая феноменология» состоялся доклад Екатерины Хан «Феноменология πάθη и практика "заботы о душе"». Доклад был задуман как введение в интеллектуальный контекст, в котором создавалась выбранная для перевода статья Марка Ришира.

Феноменология πάθη и практика «заботы о душе» (Екатерина Хан): заключительный семинар весеннего цикла НУГ

Основной темой встречи стало сопоставление античных теорий πάθη и современных подходов к исследованию эмоций, в том числе феноменологии аффективности. Екатерина предложила критически рассмотреть четыре проекта феноменологически-фундированной этики и практики письма: фундаментальное настроение скуки у Мартина Хайдеггера, лень как усталость настоящего от будущего у Эммануэля Левинаса, рефлективную нарратологию и «протоколы тревоги» у Поля Рикёра и феноменологию удивления у Натали Депра. Оптикой для этого рассмотрения стало двоякое понимание πάθη: с одной стороны, это некоторый «фон» сознания, с другой — специфические феномены, имеющие экзистенциальное значение. В соответствии с этими проектами был предложен анализ трёх возможных практик феноменологического письма (феноменологической дескрипции). Первая из них основана на феноменологической герменевтике Рикёра, вторая ориентирована на размышления о настроении в духе Хайдеггера и Левинаса, третья отталкивается от «смены перспектив» и следует за тактикой Депра в исследовании удивления.

Ключевой вопрос доклада заключался в том, можно ли в феноменологической дескрипции избежать вольной интроспекции или превращения в фиксацию потока сознания, и если можно, то как именно. Его можно сформулировать так: «Чем “феноменологическое интервью” принципиально отличается от практики ведения дневника, парессии, исповеди, психологической интроспекции или метода свободных ассоциаций?»

В связи с этим вопросом Екатерина предложила развести ряд ключевых терминов и обосновать наличие в названии доклада греческого термина. Так, например, Πάθη  (др.греч. «страсти», «эмоции») предлагается понимать как испытываемые эмоции; «заботу о душе» — как связанную с парессией мотивацию человека тратить свое время на занятия философией и стремление к добродетельной жизни. «Забота о душе» вслед за Фуко понимается как практика осуществления правдивой, смелой речи, в которой есть элемент риска. 

Дальнейшее рассмотрение четырех предложенных направлений позволило ближе подойти к ответу на поставленный в самом начале доклада вопрос. Так, даже Гуссерлевский архив рукописей в определенном смысле можно рассматривать как феноменологический дневник. В случае с практикой парессии дела обстоят иначе: действительное феноменологическое интервью предполагает акт парессии. Исповедь, в свою очередь, предполагает теологически- или религиозно обусловленную оценку, которой нет в феноменологическом интервью.
Финальная часть доклада была посвящена вопросу о том, может ли современный феноменолог — и, шире, философ — оставаться в амплуа душеводителя, псюхагога. Эту проблему можно дополнить вопросом о философствовании и софилософствовании вообще. Как пишет Хайдеггер в «Основных понятиях метафизики», 

Когда нас начинают понимать, то обнаруживается, философствуем мы или нет. Если мы не философствуем, весь авторитет сам собой разваливается. Если философствуем, то его вообще никогда не было. Тогда просто становится ясно, что философствование присуще в принципе каждому человеку, что некоторые люди могут или должны иметь странный удел — быть для других побуждением к тому, чтобы в них пробудилось философствование. Так что учащий не изъят из двусмысленности, но уже тем, что он выступает как учащий, он распространяет вокруг себя некую кажимость. И всякое чтение философских лекций — будь они философствованием или нет — есть двусмысленное начинание, чего в науках не бывает.

 

Так, ведущим мотивом в феноменологическом исследовании πάθη должен стать временный аспект в перспективе конечного существования. Он прослеживается во всех четырех направлениях и отличает современные дискуссии об эмоциях от античных. Кроме того, все они в том или ином виде задействуют эпохé и рассматривают положение человека.

Тезисы доступны по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1gdWSSwawvDQx38w8hc2Wi1VucRVzguez/view?usp=sharing  

Видеозапись семинара:https://www.youtube.com/watch?v=a3uF9Xeahvg