• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Феноменологические истоки мышления» (М. Ришир, пер. Анастасии Томашевской) — семинар I

9 апреля состоялся первый семинар по статье Марка Ришира 1984 года, посвященной интерпретации «Критики способности суждения» И. Канта. В ходе встречи был затронут концептуальный каркас статьи, трудности синхронизации понятий «явление» и «феномен» в оригинальном тексте третьей «Критики» и комментарии к нему. Семинар открылся вступительным словом переводчика — Анастасии Томашевской.

«Феноменологические истоки мышления» (М. Ришир, пер. Анастасии Томашевской) — семинар I

коллаж составлен участниками НУГ

Краткий обзор семинара

Вступительное слово Анастасия Томашевская (переводчик статьи) начинает с формулировки основной цели Ришира в данном тексте. Намереваясь прояснить здесь феноменологический исток мышления, Ришир обращается к различению явления и мышления и последней «Критике» Канта. Это обращение и задает терминологическую специфику статьи: используются кантовские понятия прекрасного, суждения вкуса, благорасположения и др. Ришира интересуют отдельные разделы «Критики» из первой части первой книги — фрагменты из аналитики прекрасного и описания четырех моментов критики суждений вкуса. Он обращает особенное внимание на восьмую часть первого Введения к «Критике способности суждения».

Рассматриваемая статья состоит из четырех частей: «Феномены мышления у Канта: феноменологический статус прекрасного и суждения вкуса», «Феноменологические истоки мышления: трансцендентальная структура и происхождение суждений вкуса у Канта», «Феноменологические истоки мышления: феноменологические истоки и возможность критического переворота здания критики Канта», и, наконец, «Заключение: феноменологический исток мышления и горизонт его вопросов».

Чтобы эксплицировать связь между мышлением и явлением, Ришир обращается к характеристикам суждения вкуса. Вкус есть способность судить о предмете посредством благорасположения или отсутствия его, свободно от всякого интереса, и предметом такого благорасположения является прекрасное. Прекрасное является тем, что без понятия (т.е. на основании чувства) признается предметом необходимого благорасположения, притязающего на значимость для каждого. Из этих характеристик Ришир делает вывод о том, что суждение вкуса относится к явлению как к феномену, то есть явлению, непосредственно связанному с его феноменальностью. Таким явлением Ришир называет прекрасное: это не объект созерцания, но форма объекта созерцания, которая раскрывается в благорасположении и схватывается в воображении, а также является необходимой. Явление как феномен возникает само по себе в суждении вкуса, в то время как мышление тождественно суждению. В мышлении речь идет о явлении как феномене, что и хочет показать Ришир через анализ эстетических суждений, которыми являются суждения вкуса. 

Во второй части Ришир говорит о том, что удовольствие или неудовольствие само по себе является суждением, то есть мышлением; поэтому чувствовать — уже значит мыслить. Такое ощущение следует понимать как вступление в некое субъективное отношение, как согласование или несогласование воображения и рассудка. Ришир пишет, что подобная связь между мышлением и ощущением проявляется в рефлектирующем эстетическом суждении, но не в чувственном.

Текстологический семинар был построен вокруг первых двух частей статьи и завершился постановкой ряда вопросов для дальнейшей работы.


 

Видеозапись семинара