• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рядовое дитя второй половины XX века» Франс Гренье-Ришир и Марка Ришира: обсуждение перевода (II)

12 марта 2021 года состоялся второй семинар, посвященный обсуждению статьи Марка Ришира и Франс Гренье-Ришир. Статья написана на материалах дневников советского политзаключенного Эдуарда Кузнецова, известного по «Самолетному делу» 1970 года.

«Рядовое дитя второй половины XX века» Франс Гренье-Ришир и Марка Ришира: обсуждение перевода (II)

коллаж составлен участниками НУГ

Краткий обзор семинара

Встреча 12 марта открылась репликами постоянных гостей семинара и продолжилась в текстологическом формате. 

Павел Конин обращает внимание на принципиальную единичность движения к универсальным истинам, которую Гренье и Ришир подчеркивают в дневниках Эдуарда Кузнецова: «..он не хочет ... заставить людей быть свободными:  он просто хочет быть свободным, в единственном числе».  Павел ставит вопрос о возможности совместности тех, кому удалось выйти за пределы идеологии, и возможности существования общего языка как среды такой совместности.  На примере угонщика самолета из работы Ж.-П. Сартра «Проблемы метода» Павел замечает, что действие выхода за пределы идеологии несет для других не тот же смысл, который вкладывался в него самим актором: «[сам угонщик] был озабочен своей личной судьбой».  Единичное действие оказывается способным преодолеть претензию идеологии на тотальность в силу того, что (по Сартру) идеология представляется системой принимаемых всеми запретов, формирующих общее будущее.  Единичное действие, выходящее за пределы системы запретов, ставит под вопрос всю конструкцию идеологии, открывает находящееся за ее пределами «ослепительное короткое будущее».  Действие остается индивидуальным, и лишь его последствия становятся коллективными – таким образом, язык за пределами идеологии становится абсурдным языком жестов, обычно недопустимых, но встречающихся, например, в художественных высказываниях.

Павел упоминает интересный интерпретационный ход, предпринятый Джудит Батлер в прочтении «Идеологии и идеологических аппаратов государства» Луи Альтюссера [1], [2]. В тексте используется множество религиозных примеров — проповеди Павла, молитва о чаше и разговор Моисея с Яхве у горящего куста. Джудит Батлер предлагает понимать текст как квази-религиозный, построенный вокруг понятия вины: полицейский оказывается переодетым священником. Тем не менее, чтобы достигнуть тотальности идеологии, Альтюссер проходит мимо самого яркого примера из священного писания — ночной битвы Иакова с ангелом. Случай Иакова, по итогам этой битвы получившего для себя и потомков имя Израиль («борющийся с богом»), был бы для Альтюссера непочтительным обращением с идеологией, окликом, и не вошло в текст. 

Дискуссионная часть семинара продолжилась репликой Виталия Евсикова, выдержанной в перформативном формате, вдохновленном «Дневниками».

Дальнейшее обсуждение строилось вокруг трудных мест перевода и ряда концептуальных вопросов о специфической терминологии Ришира, особенностей интерпретации Альтюссера, сартровских мотивов в тексте и путей реализации идеологических аппаратов. Был поставлен и вопрос об отношении Ришира к личности Кузнецова, стоящей за «парадоксом эффективного диссидента». Подступами к его разрешению мог бы стать один из центральных фрагментов текста: «Отделить в этих размышлениях универсальное для нас от единичного для того, кто их порождает, значило бы предать их самым вопиющим образом, поскольку это значило бы совершить хитрое предательство, предать со всей хитростью идеологии. Для этого нам пришлось бы окончательно вжиться в идею, что нигде, кроме как во лжи или в иллюзии, нет «абсолютного» места истины, а есть только наделённые плотью люди, которые ищут его как свою собственную субстанцию, как воображаемое место, которое и признаётся таковым, необходимое им, поскольку только в поиске (без сомнения, не имеющем конца) у них есть шанс на то, чтобы сотворить себя и получить признание от самих себя».


Ссылки:

[1] Альтюссер, Луи. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2011. No 3 (77). [онлайн-доступ: http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyj- zapas-77-32011/10296-ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva-zametki- dlya-issledovaniya.html]

[2] Butler, Judith. "Conscience Doth Make Subjects of Us All”. Althusser's Subjection. in: "The psychic life of power: Theories in subjection". Stanford University Press, 1997.


 

Видеозапись семинара