• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Второе феноменологическое размышление» Марка Ришира: работа над переводом (I)

Первое заседание группы, посвященное разбору чернового перевода статьи М. Ришира «Второе размышление: Страсть мышления и феноменологическое множество миров (Passion du penser et pluralité phénoménologique des mondes)», подготовленного Екатериной Хан.

Краткий обзор семинара

Поскольку работа НУГ направлена на исследование и подготовку к публикации ряда статей бельгийского философа Марка Ришира (1943–2015), первым текстом, предложенным к обсуждению, стало его «Второе феноменологическое размышление», написанное в 1991 году в русле феноменологического осмысления мышления и языка. «Второму размышлению» предшествует Первое, уже доступное для русскоязычного читателя: оба они выдержаны в полемическом тоне в отношении современников Ришира — Деррида, Анри, Мариона — и cодержат ряд серьезных замечаний насчет собственно феноменологического метода и поля работы. Медленное чтение «Второго размышления», вышедшего в печати под заголовком «Страсть мышления и феноменологическая множественность миров», запланировано до конца февраля 2021 года.

Семинар открылся вступительным словом переводчика (Екатерины Хан), в котором были очерчены центральные термины Ришира и реконструирован контекст создания «Второго размышления». Если в первом речь шла о символической и логической тавтологиях, сфере феноменологического, которая «не дана с самого начала» и формулировке феноменологической герменевтики, второе размышление посвящено непривычной для классической философии сфере аффективности, исходя из которой задается перспектива мышления и обнажаются его истоки. Дикая страсть фундирует мышление и обеспечивает его трансгрессию: теперь как феномен показывает самое себя, так и мышление выступает носителем метафизической страсти. 

Отдельный интерес представляют отсылки, сделанные Риширом: в тексте цитируются не только ожидаемые «отцы-основатели» феноменологии — Гуссерль и Хайдеггер, но и другие, весьма любопытные авторы — Анри и Мальдине, Паточка и даже Шеллинг. Этим авторам будет отведено специальное обсуждение в ходе последующих семинаров.

В ходе первого семинара также был задан терминологический каркас, актуальный для дальнейшей работы: были введены понятия «эйдетического марева», архитектоники, «языковой системы» (langue) и языка (langage), фактичности и фактуальности. Большое значение во «Втором размышлении» будет играть понятие символической тавтологии, отличной от логической. Для второй утверждать, что логические понятия и термины переплетены, значит утверждать, что переплетены их референции. Рассуждение не может отделаться от собственной пристрастности, что-то в нем всегда остается неуловимым: отсюда следует та самая обозначенная в названии «множественность миров» — как множественность фактичностей, подлежащая философской обработке.

Встреча стала первым онлайн-собранием основных участников НУГ, и открыла зимний цикл текстологических семинаров. Дальнейшая работа над текстом проходила в открытом формате, стимулируя междисциплинарное сотрудничество исследователей — в том числе из поля психиатрии, психологии, ранней феноменологии и структурализма.


 Видеозапись семинара