Мифы о заговоре в политических языках и политическом воображаемом Нового времени: круглый стол
Мифы о заговоре, появившиеся с первых десятилетий XIX века, стали одним из могущественных явлений политического воображаемого и политической логики. Достаточно вспомнить хотя бы миф об иезуитах, миф о еврейском заговоре, тайном правительстве и т.д. – разнообразно переплетающиеся, передающие друг другу свои конструктивные элементы и оказываясь принадлежностью как массовой культуры, так и подкладкой целого ряда теоретических или претендующих на подобный статус интеллектуальных построений. И в свою очередь миф о заговоре получает рекурсивное подтверждение – через утверждение понимания власти как прежде всего власти над умами и душами.
Многие элементы теории заговора и «тайной власти» содержались уже в антикатолических («антипапистских») памфлетах эпохи Реформации. Миф о тайной власти иеузитов стал архетипом позднейших теорий заговора. Многие из них как бы зеркально отражали друг друга. Так, иезуит О. Баррюэль представил Французскую революцию в виде просветительско-масонского заговора. Апокрифический «Польский катехизис» имел близкие соответствия в нечаевском «Катехизисе революционера», а «План Даллеса» — в апокрифе «Коммунистические правила революции» (1946).
Целью круглого стола является обсуждение и анализ конкретно-исторических форм мифов о заговоре в интеллектуальной и политической истории XIX – XX вв.
В первую очередь предполагается сосредоточиться на следующих сюжетах:
- мифы о заговоре и логика Просвещения;
- мифы о заговоре в русском культурном контексте XIX – 1-й половины XX века;
- значение мифов о заговоре в политической истории;
- динамика фигуры «опасного Другого» в конспирологическом контексте.
Организаторы круглого стола:
- к.филос.н., с.н.с. научный руководитель НОЦ «Центр исследований русской мысли» ИОиГН Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград) Андрей Александрович Тесля;
- к.ист.н, с.н.с. Отдела культурологии ИНИОН РАН (Москва) Константин Васильевич Душенко.