• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Знание и его границы: о чем следует молчать?»

17-18 сентября прошел семинар «Знание и его границы: о чем следует молчать?», организованный Институтом философии РАН совместно с НИУ ВШЭ и Институтом христианской философии (Инсбрук, Австрия)

Семинар «Знание и его границы: о чем следует молчать?»

Это второй семинар проекта «Теистические и атеистические убеждения и стандарты рациональности» (подробнее: https://iphras.ru/page24488565.htm) Он был посвящен теме «Знание и его границы: о чем следует молчать?», в рамках которой были рассмотрены различные типы знаний (научный, философский, теологический) и их соотношение между собой. Как разграничить эти типы знаний и действительно ли они столь различны? Какой критерий истинности следует применять к каждому из них? Можем ли мы говорить о различных стандартах знания, то есть обоснованного истинного убеждения, в науке, философии и теологии?

Принято считать, что различным типам знаний соответствуют различные критерии истинности. Однако если это верно, то возникает вопрос о том, какая (мета-)концепция истины может (и может ли) использоваться, чтобы охватить все из них? Следует ли из этого, что ученый, философ или теолог «должен молчать» о том типе истинности (рациональности), который находится вне его сферы деятельности?

Ответ на этот вопрос неизбежно влечет вопрос о том, можно ли отнести теологию к особому типу знания. Справедливо ли оценивать теологические убеждения именно в категориях знания вообще или естественной науки в частности? Каковы отличительные черты теологического дискурса? Как широкое использование метафор влияет на обоснование теологических утверждений? Кроме того, такие же вопросы могут быть адресованы и к философии: в какой мере и в каком отношении она является наукой? Имеет ли философия дело с теми же критериями истинности и с тем же типом рациональности, что и естественные науки? 

Руководитель семинара к. филос. н. А.М. Гагинский (ИФ РАН).

Вашему вниманию предлагается видеозапись семинара: