• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виктор Горбатов: «Ориентироваться на истину, а не на словесную победу»

Виктор Горбатов поделился своими соображениями о критическом мышлении, работе с текстами, и важности интеллектуальных дискуссионных сообществ (интервью для медиацентра ВШЭ во время Всероссийской олимпиады по обществознанию)

"Расскажите, как школьникам научиться работать с научными текстами?

Есть два лайфхака. Первое упражнение — создание карты аргументов. Научный текст почти всегда аргументированный: там не просто изложение фактов, там выводы, рассуждения, сравнения, сопоставления, ответы на возражения. Поэтому нужно параллельно с чтением рисовать схему аргументации. Важно выделить главный тезис и в боксах к нему пририсовывать аргументы: например, поддерживающие аргументы зеленым, а атакующие возражения красным. Когда видишь текст в схеме перед глазами, то качество осознания логической структуры уже совсем другое: становится ясно, в каком месте текста ты находишься. По моему опыту самое страшное — это чувство потерянности: когда ты перестал понимать, где ты сейчас. Карта аргументов помогает разобраться в текстах с нестандартной структурой: когда, например, сначала автор описывает позицию, с которой полемизирует, а потом уже разоблачает и критикует её —здесь можно ошибиться и принять за мнение автора то, с чем он на самом деле спорит. Для красивой визуализации даже есть удобный онлайн ресурс — Rationale.

Второй приём, которым стоит вооружиться, — это тренировка дотошности и вдумчивости при работе с данными. Аргументы должны откуда-то стартовать, и обычно это цифры, результаты экспериментов, графики, диаграммы, карты. Информация подаётся по-разному, и важно обращать на это внимание. Нужно не торопиться сразу принимать авторскую интерпретацию, а посмотреть на данные самому: нет ли тут подвоха? Есть много примеров манипуляции информацией при построении графиков и диаграмм. Поэтому при изучении графика нужно помнить, что корреляция не всегда означает  каузацию, а причинная связь здесь не обязательно такая, как описывает её автор текста, она может быть противоположной или вообще иной.

Навык работы с данными очень важен, и его надо тренировать: я советую просто брать любые иллюстрации в «популярных» научных статьях по твоей тематике и долго на них смотреть, пока не найдётся либо провал, либо возможность новой интерпретации, либо тень подтасовки или манипуляции — почти всегда что-то есть, просто нужно натренироваться это подмечать."

Полный текст на портале Медиацентра

Интервью брала Ксения Ватрушева
Фото: Андрей Карабанов