Доклад Тимофея Редченко "Онтологический статус памяти в концепции локального интеракционизма"
22 марта на очередной встрече Логико-философского клуба Тимофей Редченко выступил с докладом в защиту принципа локальной естественной супервентности сознания на мозге (против локального интеракционизма)
В докладе были представлены результаты исследовательской работы, выполненной в рамках научно-исследовательского семинара по философии сознания (2-й курс бакалавриата).
Как известно, локальный интеракционизм В.В. Васильева основывается на трех посылках: (1) одно физическое состояние может быть достигнуто разными путями, (2) память отражает пройденный физический путь, (3) воспоминания определяют убеждения и желания, а потому влияют на поведение.
Главным объектом атаки докладчик выбрал посылку (1). В то время как большинство критиков локального интеракционизма отрицают ее на основании тезиса о взаимосвязанности (мозг - холистическая система), Тимофей предложил обратить внимание на тезис сложности (мозг - сложная система). С его точки зрения, мозг - настолько сложная система что для нее вероятность прийти в одинаковые состояния различными путями пренебрежимо мала. Определение физического состояния мозга как "локальной композиции громадного числа локальных событий", на взгляд докладчика, сознательно затемняет данный момент, создавая иллюзию, что о мозге можно говорить в тех же терминах, что и о взаимодействии билльярдных шаров на столе. Таким образом, посылка (1), по его мнению, если не тотально ложна, в любом случае недосточно правдоподобна, чтобы использовать ее в подобном аргументе.
Стоит отметить, что это возражение не является разрушительным для концепции В.В. Васильева, поскольку в рамках его "аргументативной феноменологии" упомянутый аргумент и не претендует на то, чтобы быть индуктивно правдоподобным (cogent). Его целью является лишь обоснование того, что воспоминания, кодирующие различные "истории" могза, в принципе могут быть каузально релевантными.
И здесь докладчик перешел к рассмотрению общих методологических оснований локального интеракционизма, включая саму аргументативную феноменологию как подход. Он отметил, что ЛИ построен на отрицании естественной локальной супервентности (ЕЛС) сознания на мозге, безусловное признание которой, кажется, лежит в основании современного дискурса по проблеме "сознание-тело" (что особенно чётко заметно на примере подхода Серла).
С точки зрения докладчика, принцип ЕЛС, в свете достижений современной нейронауки, следует считать примером апостериорной необходимой истины. Другими словами, простая мыслимость (отсутствие априорных противоречий в понятиях) здесь не может служить основанием для утверждения какой-либо реально возможности. А без этого тезис о каузальной релевантности воспоминаний оказывается пустым.
Во время дискусии обсуждались вопросы о том, как связана физическая сложность системы с возможностью прийти в одно состояние разными путями, о различных видах и уровнях сложности (так, даже простая по своему составу система может обрести качественно более высокую сложность, если в ней предусмотрена способность фиксировать свою собственную историю), а также о применимости классических понятий "физическая система", "физическое состояние", "каузация" к проблеме "сознание-тело".