Свобода воли и рациональность - 2
30 ноября на встрече Логико-философского клуба было продолжено обсуждение проблемы свободы воли сквозь призму теории ОАР (осознанной автономной рациональности)
Сначала студентка 4-го курса Школы философии ВШЭ Ульяна Лимитовская выступила с докладом "Аргументы "от первого лица" в дискуссиях о свободе воли". Она отстаивала несколько тезисов: что "условие источника" хорошо совместимо с позицией от 1-го лица, но плохо совместимо с позицией от 3-го лица; что "условие альтернативных возможностей" изначально предполагает позицию от 3-го лица, и именно поэтому сталкивается с возражениями в духе аргумента Франкфурта; что эпистемическое условие "осознания спектра возможностей" от аругмента Франкфурта не страдает, но его-то как раз можно интерпретировать как онтологическое от 1-го лица; что позиция от 1-го лица неустранима при анализе процедур смыслопорождения, и поэтому она играет важную роль в конструировании самих выбираемых альтернатив.
Затем Константин Павлов-Пинус, старший научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института Философии РАН, представил продолжение своего доклада "Свобода воли и рациональность: две стороны одной медали". В этот раз он предложил аристотелианский по духу анализ понятий цели и (отчасти) целеполагания, включающий в себя тезис о контингентности цели. Из тезиса о контингентности цели и целесообразности как условия возможности автономного рационального дествия логически вытекает несовместимость свободы воли с детерминизмом.
При этом автор, напомним, предлагает теорию, в которой "внутренняя" ("виртуальная") онтология автономных систем предполагает наличие и детерминистических и индетерминистических "внешних" онтологий в качестве своих проекций. С этой точки зрения, свобода воли совместима с онтологией, которая, в свою очредь, совместима с детерминизмом (равно как и с индетерминизмом). Точнее говоря, как детерминистические, так и индетерминистические онтологии являются необходимой, но недостаточной частью "той "виртуальной" онтологии, которая является необходимым, но не недостаточным условием свободы воли.
Спасибо всем, кто принял участие в дискуссии!