• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Свобода воли и рациональность

11 октября Константин Павлов-Пинус выступил в Логико-философском клубе с докладом "Свобода воли и рациональность: две стороны одной медали?"

Докладчик: К.А. Павлов-Пинус, к.ф.н., ИФ РАН.

По мнению докладчика, традиция рассмотрения проблемы свободы воли сильно связана с рядом контекстов, которые накладывают на нее лишнии коннотации, тем самым превращая ее в псевдопроблему или в умозрительную головоломку. Перенося эту проблему контекст научного теоретизирования, можно утверждать что условия возможности «свободы воли» = условия возможности (автономной) рациональности

По сути, автор задает типичный трансценденталистский вопрос: какая онтология делает возможной (автономную) рациональность? С его точки зрения, а) это должна быть виртуальная онтология, при которой «детерминистическая» и «вероятностная» теоретические проекции отражают разные аспекты этой онтологии; б) интенциональность и нетривиальная «топология значимостей» должны иметь онтологическую интерпретацию.

Особое значение автор придает осознанной автономной рациональности, которая возможна лишь посредством формирования Модели автономно-рационального поведения (МАРП). Системы/существа/структуры, способные формировать индивидуальные Модели автономно-рационального поведения и затем «принимать решения» и «поступать» в соответствии с выработанной Моделью только и следует называть автономно-рациональными или «намеренно свободными». В этом месте и спрятана основная «антиномия» свободы воли.

Наконец, по мнению докладчика, есть определенный разрыв между условиями возможности осознанной автономной рациональности и ее действительной актуализацией. Актуализация «свободы» (т.е. автономии) социально обусловлена преимущественно «нормализующими» и «репрессивными» практиками (регулярным вменением индивидам личного признания их «вины», «ответственности», поощрением «героизма» и т.п.).