Парадокс Фитча и способы его разрешения
14 декабря в Логико-философском клубе прошла первая встреча из цикла, посвященного эпистемической логике и связанным с ней проблемам: мы обсуждали парадокс Фитча («парадокс познаваемости»), значение этой проблемы для современной философии и способы ее разрешения
Темур Кадиров (студент бакалавриата "Культурология" ФГН НИУ ВШЭ) предложил вариант решения, в котором вместо тепоральных индексов использовались бы индексы, обозначающие различных познающих агентов.
Далее Максим Гладышев (студент бакалавриата "Философия" ФГН НИУ ВШЭ) дал более подробное изложение формальной стороны парадокса. Он разъяснил суть основных понятий эпистемической логики (оператор К ("известно, что"), его аксиоматические и семантические свойства, связь с алетическими модальными операторами).
Затем Максим продемонстрировал способ разрешения парадокса в термианх группового знания, где оператор К, по сути, раздваивается на два взаимодополнительных оператора - D (дистрибутивное знание - "известно группе, но не известно ни одному из ее членов) и S ("известно хотябы одному члену группы"). Также он представил способ разрешения проблемы Фитча в терминах динамической эпистемической логики, с помощью оператора информационного обновления. Было показано, почему высказывания определенного типа не приводят к появлению нового знания после применения оператора информационного обновления (Максим указал на сходство этой ситуацией со знаменитым парадоксом Мура).
В завершение встречи Мария Рывкина (студентка бакалавриата "Философия" ФГН НИУ ВШЭ) описала еще более радикальный путь преодоления фитчевской пробелмы: переход от модальной эпистемологии, основанной на пропозициях и возможных мирах, к байесовской, основанной на понятии субъективной вероятности и принципе кондиционализации. Она рассказала о мысленном эксперименте "Доктор Оливия", с помощью которого Д. Чалмерс критикует референциализм в теории познания и демонстрирует несовместимость баейсовской эпистемологии с эпистемологией "пропозициональных установок".
В заключение участники встречи еще раз сравнили все предложенные способы разрешения парадокса Фитча и обсудили их философскую значимость.