Доклад С. Пахомова «Традиционный индийский аскетизм: прошлое и настоящее»
В среду 21 декабря в 19 часов в ZOOM состоится очередной методологический семинар Научно-учебной группы «Индийская философия: история и современность» на тему: «Традиционный индийский аскетизм: прошлое и настоящее».
Индийский аскетизм представляет собой яркую страницу истории духа традиционной Индии. Его первые проявления относятся к ведийской эпохе (конец II — начало I тыс. до н.э.), однако в полной мере индийские аскетические практики развернулись к середине I тыс. до н.э. и с тех пор на многие столетия вперед определили мейнстрим религиозной жизни страны. Одной из основных причин развития аскетизма, или тапаса, стали расцвет и усложнение ритуальных жертвенных практик, которые привели в конечном итоге к тому, что аскеты начали воспринимать самих себя как жертву, приносимую адресно тем или иным божествам (или высшему Богу, или безличному Абсолюту) ради определенных целей — как посюсторонних, так и потусторонних.
К первым относились всевозможные мирские цели (обзаведение потомством, благосостояние, повышение социального статуса и т.д.), и, соответственно, такая аскеза носила временный характер и прекращалась после достижения целей. Ко вторым принадлежали цели обретения бессмертия или освобождения, подобная аскеза функционировала на постоянной основе, прекращаясь с уходом самого аскета из жизни. Аскеты образовывали сообщества или действовали поодиночке, жили в отдалении от населенных пунктов, придумывали многочисленные способы умерщвления плоти. Индийский социум всегда относился к аскетам с благоговейным трепетом, обращался к ним за консультациями и помощью в различных вопросах. Индийские мифы и легенды переполнены сюжетами, имеющими отношение к аскетизму. По прошествии многих веков индийский аскетизм не исчерпал свой потенциал и продолжает функционировать в современной Индии, в различных формах, в разных религиозных традициях.
Для получения ссылки на онлайн-занятие обратитесь к руководителю НУГ Канаевой Н. А. через почту: nkanaeva@hse.ru