• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад С. Пахомова «Традиционный индийский аскетизм: прошлое и настоящее»

6+
Мероприятие завершено

В среду 21 декабря в 19 часов в ZOOM состоится очередной методологический семинар Научно-учебной группы «Индийская философия: история и современность» на тему: «Традиционный индийский аскетизм: прошлое и настоящее».

С одноименным докладом выступит Сергей Владимирович Пахомов, К.ф.н., доцент, соруководитель Лаборатории исследований сознания, Институт философии человека в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Индийский аскетизм представляет собой яркую страницу истории духа традиционной Индии. Его первые проявления относятся к ведийской эпохе (конец II — начало I тыс. до н.э.), однако в полной мере индийские аскетические практики развернулись к середине I тыс. до н.э. и с тех пор на многие столетия вперед определили мейнстрим религиозной жизни страны. Одной из основных причин развития аскетизма, или тапаса, стали расцвет и усложнение ритуальных жертвенных практик, которые привели в конечном итоге к тому, что аскеты начали воспринимать самих себя как жертву, приносимую адресно тем или иным божествам (или высшему Богу, или безличному Абсолюту) ради определенных целей — как посюсторонних, так и потусторонних.

К первым относились всевозможные мирские цели (обзаведение потомством, благосостояние, повышение социального статуса и т.д.), и, соответственно, такая аскеза носила временный характер и прекращалась после достижения целей. Ко вторым принадлежали цели обретения бессмертия или освобождения, подобная аскеза функционировала на постоянной основе, прекращаясь с уходом самого аскета из жизни. Аскеты образовывали сообщества или действовали поодиночке, жили в отдалении от населенных пунктов, придумывали многочисленные способы умерщвления плоти. Индийский социум всегда относился к аскетам с благоговейным трепетом, обращался к ним за консультациями и помощью в различных вопросах. Индийские мифы и легенды переполнены сюжетами, имеющими отношение к аскетизму. По прошествии многих веков индийский аскетизм  не исчерпал свой потенциал и продолжает функционировать в современной Индии, в различных формах, в разных религиозных традициях.

Для получения ссылки на онлайн-занятие обратитесь к руководителю НУГ Канаевой Н. А. через почту: nkanaeva@hse.ru