Феноменология религиозного переживания А. Райнаха: философский проект или богословская реплика?
17 апреля 2018 года состоялось очередное заседание «герменевтического кружка», которое было посвящено обсуждению феноменологии религиозного переживания в очерках А. Райнаха.
В начале заседания профессор школы культурологии Высшей школы экономики Виталий Анатольевич Куренной, переводчик собрания сочинений Райнаха на русский язык, сделал краткое вступление, в котором указал на значение этого автора для истории феноменологического движения и представил его основные труды. По мнению В.А. Куренного, эти работы представляют собой важную веху становления реалистической феноменологии, а сам Райнах, бывший ассистентом Гуссерля и лидером геттингенского философского общества, может быть назван вдохновителем указанного направления.
В роли докладчика выступил преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Кольцов. В своем выступлении он представил историю возникновения фронтовых рукописей Райнаха, являвшихся черновыми разработками систематического труда по философии религии, и показал возможные направления историко-философской проблематизации этого источника. В частности, было указано, что идеи Райнаха встраиваются в контекст общего проекта философской феноменологии религии, другими представителями которой были М. Шелер и Э. Штайн. Докладчик предложил сосредоточиться на вопросе полноты и специфики применения феноменологического метода при анализе религиозного опыта.
Для совместного чтения и разбора был предложен очерк «Абсолютное» - единственный законченный текст в черновиках Райнаха. Основным содержанием фрагмента является описание ноэмо-ноэтической структуры религиозного акта посредством анализа переживаний доверия и преданности по отношению к Богу, существенной чертой которых является их абсолютный характер. Прояснение категории «абсолютного» помогает Райнаху обозначить специфику религиозной интенциональности – как в ноэтическом (формальном), так и ноэматическом (материальном) – аспектах; отдельным тезисом становится (оправданное с точки зрения реалистической феноменологии) рассуждение о божественном Абсолюте как корреляте религиозного переживания.
А. Кольцов обратил внимание на то, что черновики Райнаха являются довольно ярким автобиографическим текстом: во время войны философ пережил религиозное обращение, и в записках видны его усилия по фиксации и осмыслению этого опыта. Фрагменты производят в большей степени впечатление интеллектуального дневника, нежели отстраненного рассуждения в поисках новой религиозно-философской системы. В связи с этим докладчиком был предложен в качестве исходной гипотезы тезис о том, что терминологический аппарат феноменологии является здесь не более чем риторическим средством, оформляющим повествование о живом религиозном опыте. Такая точка зрения, по мнению А. Кольцова, делает возможным «историко-религиоведческое» прочтение черновиков Райнаха как феномена религиозной жизни немецких интеллектуалов начала ХХ века.
В обсуждении приняли участие традиционный председатель семинаров доцент школы философии Высшей школы экономики Александр Владиславович Михайловский, профессор Свято-Тихоновского университета Константин Михайлович Антонов, учащиеся магистратуры и аспирантуры Высшей школы экономики и Российского государственного гуманитарного университета, а также гости семинара. В ходе дискуссии обсуждались поставленные А. Кольцовым вопросы особенности феноменологического метода и возможности его применения к анализу религиозного опыта. А.В. Михайловский обратил внимание на то, что, с одной стороны, феноменология традиционно понимается как строго философский метод объективного отношения к вещам, и в этом смысле рассуждение о ней как о риторическом средстве нуждается в серьезном обосновании. С другой стороны, следует учитывать специфику феноменологического мышления, ориентированного в большей степени на раскрытие смысловых структур феноменов, нежели на выработку дедуктивных суждений. Участники семинара пришли к выводу, что при таком понимании текст Райнаха представляется последовательным исследованием религиозного сознания, посредством чего удается встроить дискурс о Боге – как наличном предмете веры – в философский контекст.
В ходе обсуждения были затронуты более частные вопросы, такие как отношение религиозных рассуждений Райнаха к теории Гуссерля (в частности, к трактовке абсолютного в первой части «Идей»), связь фронтовых записей с более ранними теоретическими разработками Райнаха, сопоставление описания идеи абсолютного с онтологическим аргументом у Декарта. В итоге дискуссии была обозначен проблема, не получившая своего разрешения в тексте фрагмента, - о том, насколько познаваемо абсолютное, если оно дано опыту лишь как идеальный коррелят, но всегда остается неосуществимым на уровне актуального переживания.
Текст - А. Кольцов