• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ж.-Ж. Руссо: размышления об источнике истинного счастья в "Прогулках одинокого мечтателя"

На заседании герменевтического кружка, посвященном «Прогулкам одинокого мечтателя» Жан-Жака Руссо, обсуждалось то, как понимал Руссо истинное счастье, что означают его размышления в указанном произведении и какая политическая или иная обстановка могла повлиять на его рассуждения в этой работе.

Беседа началась с обсуждения заголовка сочинения Руссо. Немецкий исследователь Хайнрих Майер, анализируя «Прогулки…» Руссо, начинает свое исследование с прояснения понятия «rêveries». Встает вопрос: «почему Руссо не использует понятие «рефлексия», а использует понятие «мечты, мечтательность»? А. В. Михайловский отмечает, что, согласно Майеру, Руссо этим понятием, с одной стороны, хочет указать на центральную для философской жизни «активность», «деятельность». Мечты – это деятельность. Мы знаем это из античной традиции. С другой стороны, Руссо, указывая на эту активность, хочет отвлечь от нее взор читателя, так как заголовком мыслитель пытается вызвать впечатление безобидности (нем. Harmlosigkeit). Якобы автор ведет невинную жизнь, которая никого не касается. Но в тоже время Руссо, когда писал «Прогулки…», находился на острове святого Петра и занимался ничем иным как выработкой конституции для острова Корсика. Занимался в прямом смысле слова работой политического философа. Да, можно сказать, что понятие «rêveries» – это маска. Обозначение своей деятельности на этом острове – это маска. Но, с другой стороны, он выбирает правильное слово, потому что «rêveries» – это и есть некоторое сосредоточение духовной деятельности по сути.

Анастасия Валерьевна Ястребцева предложила другую интерпретацию: в написанной французами биографии Руссо говорится о том, что Руссо был очень амбициозным. Написанная им конституция для Корсики не была принята, в связи с этим мыслитель очень страдал. У Руссо не было рычагов власти, он был на тот момент политически несостоятелен. И в этом смысле Руссо выступает как мечтатель. Поэтому он использует понятие «мечтательность». Руссо переживает одиночество на острове святого Петра. У него помимо всего прочего произошел разрыв с энциклопедистами. Отчасти это было вызвано характером Руссо. Надо сказать, что все энциклопедисты были чрезвычайно амбициозными личностями. Конфликты, которые между ними происходили, часто были вызваны их специфическими характерами. Термин «прогулка» есть некая, с одной стороны, попытка навеять мотив временного расслабления, в процессе которого человек может позволить себе просто рефлексировать. То есть здесь есть и позитивный, и негативный момент. Факт одиночества сам по себе не является позитивным. Однако Руссо связывает свое одиночество с понятием «счастья». Счастье – некое утешение для философа. Счастье – некая компенсация, компенсация для великого ума, которому не доставало признания. Все это, исходя из биографических свидетельств, можно проинтерпретировать куда проще: как неудовлетворенное самолюбие. Это – один из аспектов, возможно.

Александр Владиславович Михайловский в ходе обсуждения остановился на том, как Руссо определял концепцию счастья. Александр Владиславович заметил, что концепция счастья у Руссо строится на триаде «одиночества, природы и размышлений». Мыслитель пишет о том, что достигает истинного философского счастья, находясь в одиночестве, наедине с природой и размышляя над собственной жизнью. Собственно, об этой триаде пишет Хайнрих Майер, анализирующий «Прогулки одинокого мечтателя» Руссо, в главе «Beisichselbstsein»: «We have known about what is at stake in closing oneself o and collecting oneself, se circonscrireand se recueillir, at the latest ever since Rousseau determined in the introduction to the Deuxième promenadethe relation among solitude, meditation, and nature, and explicitly maintained about the title-bestowing rêverieswith which he is occupied on his solitary walks and which appear as soon as his head is com- pletely free and his ideas are allowed to take their course without hindrance…».[1] Руссо был настолько наполнен счастьем на острове св. Петра, что не было ни мгновения, когда в его душе возникло бы желание другого состояния или временного пребывания.

Концепция счастья Руссо близка к античным концепциям счастья, а именно к эпикурейскому образу счастья как наслаждению чистым существованием, когда мудрец уподобляется богам. Эпикур, определяя удовольствие негативно, подчеркивал, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе. И Руссо пишет об этом же. Французский мыслитель ищет счастье в себе самом. Французский философ Пьер Адо в своей работе «Что такое античная философия?», как раз иллюстрируя мысль Эпикура о счастье, цитирует пятую прогулку Руссо из «Прогулок одинокого мечтателя»: «Чем наслаждаешься в подобном положении? Ничем внешним по отношению к себе, ничем, кроме самого себя и своего собственного существования; пока длится это состояние, ты доволен сам собой, как бог».[2] Таким образом, Адо совершенно справедливо указывает на параллель между концепцией счастья Руссо и Эпикура.

Когда читаешь «Прогулки…» Руссо, не раз задумываешься о том, что данный текст вовсе не похож на философский трактат, а это – просто рассуждения Руссо о личной внутренней жизни, о том, какие отношения у мыслителя сложились с его окружением. Как заметил Олег Васильевич Кильдюшов в ходе обсуждения, размышления Руссо о том, что у него произошел разрыв с обществом, со всеми его близкими людьми, кто его окружал, похожи вовсе на паранойю. Одно из основных предположений, которое было вынесено по итогам обсуждения следующее: возможно, рассуждения Руссо в «Прогулках…» – это его реакция на его политическую несостоятельность на тот момент, когда он находился на острове св. Петра. Руссо в то время писал конституцию для острова Корсика, и она не была воспринята как значительная политическая работа, данный проект Руссо не был принят (в отличие от его образовательной программы).

Тимофей Александрович Дмитриев в ходе беседы провел сопоставление между Руссо и Сартром. Так как у Руссо был разрыв со всем окружающим его миром, как он пишет об этом в рассматриваемом произведении, Руссо нашел счастье в своей внутренней жизни, в своем аутентичном существовании, не зависящем от мнения и взглядов других людей. У Сартра мы находим похожие мысли насчет, так скажем, меня и других: ад – это другие, меня делает несчастным то, что я пытаюсь соответствовать взглядам других (Руссо). Счастье есть избавление от давления со стороны взглядов других людей.

Таким образом, «Прогулки одинокого мечтателя Руссо» были рассмотрены с различных сторон: с точки зрения внутренних переживаний французского мыслителя, с точки зрения политической обстановки, пересечений мыслей Руссо с другими мыслителями. Можно заключить, что данное сочинение Руссо достаточно многогранное. И в нем можно найти не только ответ на вопрос «что такое счастье для Руссо?», но и, например, можно прийти к выводу о том, что данные размышления – вовсе не подлинный ответ на вышеуказанный вопрос, а лишь специально созданный самим Руссо политологический или психологический портрет.

(Текст Алины Стогиной)

Организаторы и участники дискуссии отзываются с большой благодарностью на участие в семинаре А.В. Ястребцевой, Т.А. Дмитриева, О.В. Кильдюшова, чьи комментариии и замечания сделали обсуждение таким содержательным и живым!


[1] Meier H. On the Happiness of the Philosophic Life: Reflections on Rousseau`s rêveries. - The University of Chicago Press, London, 2016, p. 114.

 

[2] Руссо Ж.Ж. Прогулки одинокого мечтателя. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961, с. 617.