"Дискурс вождя" в ректорской речи Хайдеггера "Самоутверждение немецкого университета"
7 октября профессор технического университета г. Дрездена (Германия) Ульрих Фрёшле и руководитель Герменевтического кружка А.В. Михайловский совместно провели первый в этом учебном году семинар для студентов и преподавателей НИУ ВШЭ и других вузов (в т.ч. РУДН и МГТУ им. Баумана). На этот раз предметом обсуждения стал текст Ректорской речи Мартина Хайдеггера, известной как «Самоутверждение немецкого университета» (1933). Представляем вашему вниманию основные итоги семинара
-
проф. Фрёшле сделал методическое замечание о том, что обсуждаемый текст Хайдеггера можно разделить на две части, на что – добавил А.В. Михайловский – указывает различие языков/способов выражения, наблюдаемое в тексте.
-
Участники семинара отметили, что Ницше оказывается единственным философом, которого упоминает Хайдеггер:
-
В представленном выше фрагменте Хайдеггер задаёт вопрос «… если мы не в шутку должны принять эту оставленность сегодняшнего человека посреди сущего, как обстоит тогда с наукой?». Иначе говоря, что мы, учёные, можем и должны делать перед лицом нового начала?
-
Будучи оставленными Богом и стоя перед лицом нового начала, не имея при этом почвы под ногами, мы должны действовать подобно грекам – быть храбрыми и творческими, но мы нуждаемся в том, кто побудит нас к этому. Таково назначение духовного лидера в противоположность тирану. Тиран лишь замещает фигуру Бога как держателя абсолютной истины, как того, кто говорит: «Я знаю, каковы наши новые ценности».
-
Наконец, участники семинара задались вопросом, почему Хайдеггер в конечном счёте принимает именно народ за исходную точку вопрошания о том, кто мы (в том числе мы – учёные) есмь? Разумеется, нет такой вещи, как история человечества, как язык или государство человечества – возможны лишь немецкий, русский, французский языки, государства и т.д. Понятие человечества, возможно, слишком абстрактно – одно из тех метафизических пустых понятий, которые критиковал «последний немецкий философ Фридрих Ницше» (Хайдеггер). Однако как обстоит дело с наукой, которая, как мы привыкли думать, открывает объективные истины, универсальные законы природы (ведь именно учёных Хайдеггер призывает поставить собственное бытие под вопрос)? Может ли быть наука немецкая, американская? Безусловно, замечает проф. Фрёшле, наука связана с решением конкретных задач конкретного народа: достаточно вспомнить создание ядерного оружия в СССР и в Америке как средства взаимного сдерживания агрессии.