Семинары 2016
Основная тематика: русская философия в современном мире: путь из небытия; Россия и Европа: философские притяжения и отталкивания.
29 февраля 2016 года - обсуждение доклада доктора философских наук, профессора школы философии, академического руководителя магистерской программы "Философская антропология" О.А.Жуковой на тему:
30 апреля 2016 года - круглый стол НУГ исследований философского просранства России в рамках VII международная конференция "Способы мысли, пути говорения"
Тезисы докладов представлены по ссылке https://phc.hse.ru/plc/ways2016.
31 мая 2016 года - обсуждение докладов студентов и аспирантов школы философии НИУ ВШЭ Регины Кривобок, Игоря Решетникова, Сергея Любимого:
О философии любви Владимира Соловьёва (PDF, 290 Кб),
О макиавеллизме в поэме "Медный всадник" (PDF, 169 Кб)
23 июня 2016 года - обсуждение докладов к. филос. н., преподавателя школы философии НИУ ВШЭ Елены Бессчетновой "Оправдание Соловьёва": Шестов против Соловьёва", аспиранта университета Сент Эндрюс Томаса Роллингса "Н.Г. Чернышевский - перфекционист", аспиранта школы философии НИУ ВШЭ Владимира Чернуся "Философский космос С.Л. Франка".
"Оправдание Вл.С. Соловьева": Шестов против Соловьёва (PDF, 442 Кб)
В докладе реконструируется философский диалог Л. Шестова и Вл. Соловьёва. Особое внимание уделено работе Л. Шестова «Умозрение и Апокалипсис. Религиозная философия Вл.С. Соловьёва», в которой мыслитель через критику идей своего оппонента раскрывает свои взгляды и отношение к господствующем моральным принципам. Шестов не только не принимает христианство как синтез восточной и западной культуры, но и отрицает представление о Христе как Божественном Логосе – Слове, следуя которому человек может познать Бога. В это был убежден Вл. Соловьёв, который следовал формуле Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать». Шестов в свою очередь руководствуется формулой Тертуллиана «верую ибо абсурдно».
23 сентября 2016 года - обсуждение докладов аспирантов школы философии НИУ ВШЭ Александра Гиринского и Владимира Чернуся "Трансцендентное сознание Н.А. Бердяева".
Трансцендентное сознание Н.А. Бердяева (PDF, 318 Кб)
2 ноября 2016 года – обсуждение доклада д.филос.н., профессора А.А. Кара-Мурзы «Путешественник или беглец? Новое прочтение «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина (к 250-летию со дня рождения)».
В докладе доказывается версия, согласно которой в свое «европейское путешествие» 1789–1790 гг., ставшее знаменитым благодаря «Письмам русского путешественника», двадцатидвухлетний Карамзин отправился не по своей воле, а будучи удаленным из Москвы друзьями, чтобы избежать конфликта между московским кружком масона-просветителя Николая Новикова и властями, готовившими наступление на масонов. Этим объясняется длительность «путешествия» Карамзина (четырнадцать месяцев) и полное отсутствие переписки между ним и родными, а также близкими друзьями, оставшимися в России. Согласно авторской версии, впоследствии Карамзин превратил беглые записи эмигрантского дневника в литературно обработанные «Письма русского путешественника» – «книгу писем», название которой имеет горько-иронический смысл.
23 ноября 2016 года - презентация книги д. филос. наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ
В.К. Кантора "Срубленное древо жизни. Судьба Н.Г. Чернышевского".
В книге предпринята попытка демифологизации одного из крупнейших мыслителей России, пожалуй, с самой трагической судьбой. Власть подарила ему 20 лет Сибири вдали не только от книг и литературной жизни, но вдали от просто развитых людей. Из реформатора и постепеновца, блистательного мыслителя, вернувшего России идеи христианства, в обличье современного ему позитивизма, что мало кем было увидено, литератора, вызвавшего к жизни в России идеологический роман, по мысли Бахтина, человека, ни разу не унизившегося до просьб о помиловании, с невероятным чувством личного достоинства (а это неприемлемо при любом автократическом режиме), – власть создала фантом революционера, что способствовало развитию тех сил, против которых выступал Чернышевский. Бесы заняли место реформатора (используя его нравственный капитал невинно загубленного человека). «В одной этой действительно замечательной биографии мы подошли к Древу Жизни, – писал Василий Розанов, – но – взяли да и срубили его». Слишком долго его имя окормляло его противников. Пора увидеть носителя этого имени в его подлинности, расколдовав фантом, который подарила ему злая судьба. По мере сил автор попытался это сделать.
19 декабря 2016 года - последний семинар НУГ исследований философского пространства России в 2016 году, на котором выступили студентки школы философии Вера Шумилина и Татьяна Грызлова с докладом "Диалог Фридриха Ницше и Федора Достоевского", гостями семинара стали ординарный профессор НИУ ВШЭ Т.Ю. Сидорина и первый заместитеь декана факультета гуманитраных наук Д.М. Носов.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.