• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модальности в логике Оккама

20 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Логико-философского клуба. Анастасия Копылова выступила с докладом об условиях истинности модальных предложений в логике Оккама.

20 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Логико-философского клуба. Анастасия Копылова выступила с докладом об условиях истинности модальных предложений в логике Оккама.

Доклад был посвящен анализу и экспликации логико-семантических идей Оккама тематизированных им во второй части трактата "Сумма Логики". В начале своего выступления Ася Копылова вкратце напомнила смысл основных понятий оккамовской семантики - "сигнификация", "суппозиция" и "предикация". Она также указала ряд спорных моментов, связанных с экспликацией этих понятий в терминах современной логической семантики. По мнению докладчицы, концепция Оккама оказывается фундирована его теорией предикации и суппозиции которые в свою очередь выводят на вопросы, связанные с онтологией, эпистемологией и которые складываются им в единую систему.

Главным предметом ее исследования стали условия истинности модальных предложений двух видов: cum dicto и sine dicto (было показано, что это деление в интерпретации Оккама оказывается близким аналогом оппозиции модальностей de re и de dicto). Также была проанализирована связь между оккамовской семантикой временных высказываний и его трактовкой алетических модальностей. Важно подчеркнуть, что в Средние века (что особенно релевантно для 14 века и модальной логики Оккама, в частности) появляется новое понимание модальности - "идея модальности как референциального многообразия с учетом синхронических альтернатив" (С. Кнууттила).

Много вопросов вызвал тезис Оккама о "несуществующих предложениях", в том числе проблема существования/несуществования предложений в уме Бога.

В заключение Ася еще раз напомнила, сославшись на позицию С. Кнууттилы, что в Средние века попытки построения модальной силлогистики в значительной степени находились под влиянием теологической мысли - без учета последней невозможна даже адекватная экспликация понятий необходимости, возможности, контингентности.