К проблеме времени в "Тимее" Платона
Алексей предложил участникам проекта собственную интерпретацию знаменитого фрагмента 37d, согласно которой понятие αἰών употребляется Платоном в смысле «полноты бытия и жизни». Он показал, как можно работать с текстом Платона, избегая «вчитывания» в него позднейших концепций и идей. Своеобразие продемонстрированного подхода заключается во внимательном историко-семантическом анализе употребления «темпоральных» понятий αἰών, χρόνος и др. и осмыслении текстов Платона в широком идейном и культурном контексте Древней Греции.
Во фрагменте «Тимея» 37d Платон предлагает знаменитое определение времени, сыгравшее важную роль в развитии темпоральной проблематики как в античной, так и в позднейшей философии. Определение это, несмотря на свою краткость и кажущуюся ясность, при ближайшем рассмотрении вызывает вопросы. Так согласно традиционной интерпретации Платон в этом фрагменте осуществляет философскую концептуализацию понятия «вечность», подразумевая под ним бесконечность и вневременность, противопоставляя время мира трансцендентной вечности демиурга. Тем не менее, такая интерпретация в силу ряда причин может быть поставлена под вопрос.
Во-первых, само определение времени, данное Платоном, грамматические неоднозначно: выражение τοῦτον ὃν δὴ χρόνον ὠνομάκαμεν – «как раз то, что мы назвали временем» – может отсылать нас сразу к трем денотатам: небу (οὐρανός), образу (εἰκών) и числу (ἀριθμός). Во-вторых, в контексте космологического учения Платона, время (χρόνος) и вечность (αἰών) не могут быть противопоставлены как темпоральное и сверхтемпоральное, коль скоро само время описывается в терминах сверхтемпоральности (αἰώνιος). В-третьих, в более широком контексте учения Платона о подобии, понятие εἰκών указывает на наиболее совершенное уподобление первообраза и копии, в отличие от мнимого и даже лживого подобия φάντασμα.
Наиболее весомым же аргументом в пользу отказа от традиционной точки зрения является тот факт, что ни у одного автора до Платона или его современников, центральное понятие фрагмента – αἰών – не выступало в значении неограниченной, бесконечной и вневременной длительности. Внимательный семантический анализ раннего словоупотребления показывает, что базовым значением слова выступает ограниченная жизнь или ограниченное время жизни. В отличие от других слов, обозначающих жизнь (ζωή, βίος), αἰών, по всей видимости, выражает именно конечную (т.е. завершенную) жизнь, взятую в своей полноте. Указанные проблемы, на мой взгляд, ставят под сомнение правомерность традиционной интерпретации и заставляют попытаться найти более точную герменевтическую модель для работы с философий времени Платона.
Исходя из этого можно сформулировать основные теоретико-методологические основания исследования. Во-первых, во избежание «вчитывания» в тексты Платона любых позднейших идей и концепций, рассмотрение проблемы должно основываться не только на самих текстах, но на внимательном историко-семантическом анализе словоупотребления. Во-вторых, излагаемые в «Тимее» Платона идеи нельзя воспринимать изолировано от остальных диалогов, в которых мы можем найти ключи к интерпретации интересующей нас философии времени. Наконец, мысль Платона необходимо попытаться осмыслить в более широком идейном и культурном контексте древней Греции.
Принимая во внимание все вышесказанное, в докладе я постараюсь предложить альтернативную интерпретацию философии времени Платона. Для этого я предлагаю сосредоточиться на следующем ряде вопросов:
1. Эволюция понятия αἰών в древнегреческой письменной традиции. Значение и смысл платоновского αἰών’а.
2. Взаимоотношение центральных понятий фрагмента 37d: αἰών (=полнота бытия), χρόνος (=время), οὐρανός (=небо/космос), εἰκών (=истинный образ), ἀριθμός (=число). Небо как образ полноты бытия и неразрывная связь времени и неба.
3. Понятие ἀριθμός (=число) – ключ к пониманию платоновского определения времени. Время как структура мира и условие возможности его разумного восприятия.
4. Этическая составляющая космологии Платона. Взаимосвязь человека и космоса и роль καιρός (=правильный момент) в человеческой жизни.