• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второе заседание семинара в 2021/22 учебном году

1 февраля 2022 г. в 18 часов главный научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН, профессор Н. С. Розов прочитал доклад "Философские аспекты глоттогенеза и когнитивной эволюции".

В докладе Н. С. Розов представил свою книгу "Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности" (Новосибирск: Манускрипт, 2022). Н. С. Розов предлагает эволюционную концепцию происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. В книге Н. С. Розов стремится показать, что так называемый «языковой Рубикон» — граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолён в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Автор делает вывод, что в филогенезе вместе с эволюцией языка развивалось и сознание.

По мнению Н. С. Розова, условиями начавшегося перехода самых ранних гоминид к членораздельной речи и первым способностям сознания стали смена внутригрупповых порядков от диктата сильнейших к доминированию эгалитарных, внутренне солидарных коалиций и установленная ими нормативность. Благодаря языку, сознанию и накопленным образцам росли способности изменять правила и порядки, обсуждать их, договариваться. Соответственно, расширялись зоны солидарности, складывались межгрупповые альянсы и более крупные сообщества. Одновременно развивались стратегии и средства насилия, войн, образования властных иерархий, социальной стратификации, формирование государств и империй. При этом слабейшие и проигравшие по мере возможностей спасались бегством и осваивали новые земли.

Возобновляющиеся в наше время международные и социальные конфликты, особенно из-за дефицитных ресурсов и претензий сторон на преимущественный доступ к ним, структурно сходны с межгрупповыми территориальными конфликтами в преистории, но с одним значимым отличием: уже не осталось мест для ухода более слабым и проигравшим. По мнению Н. С. Розова, надежды на то, что гуманные порядки с железной необходимостью выиграют в истории и окончательно победят в состязании с порядками авторитарных и репрессивных режимов, похвальны и благонамеренны, но не более того. При всей правомерности критики социального дарвинизма как идеологии, оправдывающей подавление слабейших, процессы и закономерности многоуровневого отбора продолжают действовать и сейчас.

                                                                                                                                           Дмитрий Турко