Первое заседание семинара в 2021/22 учебном году
Уже послезавтра состоится первое заседание Научно-методологического семинара Школы философии и культурологии (Вольфила) в новом году, на котором в атмосфере дружественной критики и взаимного интереса обсуждаются наиболее значимые результаты и творческие планы научно-исследовательской работы сотрудников нашей Школы. На первом заседании будет представлен небольшой доклад по теме "Метафизика ничто и трансцендентальная философия". Докладчиком выступит к.ф.н., доцент НИУ ВШЭ Гаспарян Диана Э., а оппонентом к.ф.н., доцент НИУ ВШЭ Данько Софья В.
В истории философской мысли сложилось так, что два ключевых концепта, негативность и трансцендентальность, фигурировали, как правило, раздельно. Вместе с тем, если установить перечень предикаций обоих из этих понятий, то можно будет заметить немало совпадений. При определенной оптике эти перечни могут даже совпасть. Вместе с тем, о негативности и трансцендентальности в философии не только не принято говорить в связке, но есть также определенная ассиметрия в том, сколько философы уделяют внимания первому и второму понятию. О «трансцендентальном» и «трансцендентальности» в философии говорят весьма настойчиво, в то время как о негативном, ничто или несуществующем задумываются лишь в единичных теориях и в узких исторических рамках. Правда, некоторым из теорий «негативности» суждено будет стать судьбоносными, в частности, проекту Гегеля. Вместе с тем, как я попробую показать, проект негативности Гегеля явится скорее натуралисткой интерпретаций негативности, чем трансценденталистской. Какие теории ближе всего трансцендентальной негативности? По-видимому, это Хайдеггер и Сартр, отчасти Деррида. Однако авторов, кто определенно связал бы трансцендентальность и негативность очень немного. Насколько надуманным является проект связи трансцендентальности и ничто? Трансцендентальное я понимаю в значении тех условий опыта, которые не попадают в сам опыт. При этом трансцендентальное отлично от трансцендентного, т.к. трансцендентное есть то, что радикально непонятно, а трансцендентальное – то, что радикально понятно и уже не подлежит прояснению. Несмотря на радикальную понятность, мы регулярно просчитываемся, пытаясь обнаружить трансцендентальное как часть опыта. В опыте трансцендентальное открывается как ничто. Что касается самого ничто или негативности, то они не являются для нас совершенно пустыми. Понимание «ничто» не есть ничто. Несмотря на усилия парменидианской традиции, ничто остается объективируемым в мысли и речи. У него все-таки есть значение, хотя и не ясно каково оно. Но у философов так и не получилось перформативно отнестись к ничто – т.е. не заметить его. Оно было сначала замечено и лишь потом объявлено несуществующим. Получается, что оно также не обнаружимо в опыте, притом, что оно есть (как предмет рефлексии и философского внимания). Но как оно есть? Скорее оно не есть, но работает. Оно функционально нагружено. Например, из него мы можем отнестись к миру (Хайдеггер), в него можем отступить, реализуя свободу (Сартр). Получается, что у негативности есть признаки трансцендентальности. Она деятельна, но не предметна. Об этом философия успела сказать очень немного. Можно ли разыскать еще какие-то примеры трансцендентальной негативности и негативной трансцендентальности? Об это я попробую поразмышлять. Предварительно можно увидеть работу этого механизма в каждой области человеческой активности. Например, в области экономической активности принципом трансцендентальной негативности станут деньги, которые позволяют все оценить, но сами не имеют ценности. В области взаимодействия между людьми это будет право – нормы права абсолютно бессмысленны с точки зрения природного и вещного; они ничто (права невидимы, и нет ясности, почему два физически разных человека обладают одинаковыми (идеальными) правами). Можно искать еще подобные измерения. Ясно, что ими будут язык, культура, сознание, но это требует отдельного обоснования.
На семинаре я попробую развернуть набросанные здесь соображения, которые впоследствии, надеюсь связать в небольшой текст небольшой монографии.