Третье заседание семинара в 2021/22 учебном году
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОТТОГЕНЕЗА И КОГНИТИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ:Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск:Манускрипт. 2022. 355 с.
Развернута эволюционная концепция происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. Показано, что так называемый «языковой Рубикон»— граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолен в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Дано обоснованное (насколько это возможно) объяснение условий подъема на каждую ступень языковой сложности.
Заседание состоится по адресу https://us02web.zoom.us/j/89481863812?pwd=dnp6R3dBeUVudUYwNWhyWUw2UWNXUT09
Идентификатор конференции: 894 8186 3812
Код доступа: 511898
О чем пойдет речь в докладе: вопросы и краткие формулировки тезисов
1. Как можно структурировать многообразие идей, концепций, исследований происхождения языка, бурно растущее в мировой науке с 1980-х гг.? Какая парадигма (комплекс родственных концепций и подходов) наиболее перспективна и почему? Как это связано с проблемой «языкового Рубикона» (принципиальное различие между человеческим языком и коммуникативными системами животных)?
a) Континуалистская биологизаторская парадигма, основанная на многообразии черт «языков животных» и успехах обучения шимпанзе, бонобо языкам жестов и общению посредством графем (системой клавиш с условными обозначениями предметов, действий, эмоций и проч.). (Фитч, Тернер, Марьянски, Румбо, Барулин, Бурлак и др).
b) Сальтационистская когнитивистская парадигма, основанная как раз на утверждении «Рубикона», произошедшего благодаря единоразовой мутации либо «озарению» -появлению «узкой языковой способности» (narrow language faculty – NLF, Хомский, Хаузер, Фитч, ранний Бикертон, Панов и др.).
c) Многоступенчатая челночная парадигма признает «Рубикон», реконструирует его преодоление через множественные ступени, позволяет строить концепции и объяснения каждого этапа (подъема, прорыва, ароморфоза) через закономерные процессы развития структур (социальных, знаковых, орудийных, анатомических, физиологических, генных) в меняющихся природных и социальных условиях, нишах, которые сами зависят от развития этих структур (челночность) (Дональд, Лаланд, Уилдген, поздний Бикертон, Стерелни, МакУинни, Габора, Смит и др.).
2. В рамках какой из трех парадигм возможно построение концепции, объясняющей процессы преодоления «языкового Рубикона»?
a. Континуализм отвергает сам «языковой Рубикон». Если нет качественных отличий человеческого языка, то нет и проблемы.
b. Сальтационизм не способен представить механизм перехода, поскольку единичная катастрофа не поддается никаким закономерностям.
c. Многоступенчатая челночная парадигма предоставляет широкие и перспективные возможности построения таких концепций, поскольку предполагает несколько качественных переходов, а также постоянное взаимодействие внешних (техноприродных, социальных) и внутренних (поведенческих, психических, анатомических, физиологических, нейронных, генных) факторов и процессов.
3. Каким требованиям эта концепция должна удовлетворять?
a. явно сформулированные принципы эволюции;
b. закономерный переход от ступени к ступени соответственно общим гипотезам или законам, соотнесенным с этими принципами;
c. включение процессов всех уровней движения в «ячейки» схемы, между которыми определены причинные, функциональные, структурные или иные связи;
d. возможность включения версий «трамплинных» концепций из разных сфер жизни наших предков в эпоху антропогенеза (взаимодействие с природным окружением, орудийная деятельность, взаимоотношения в группах и между группами), а также изменений в базовых универсальных сферах: пропитание, безопасность, сексуальность и родительство.
4. Синтез, казалось бы, столь далеких друг от друга идей, понятий, моделей Малиновского-Стинчкомба, Ламарка-Болдуина-Уилсона, Выготского-Лурии, Дюркгейма-Гофмана-Коллинза, Торндайка-Скиннера, Бойда-Ричерсона, Лаланда-Бикертона, Дональда-Дора и др. удовлетворяет требованиям п.3. Данная концепция изложена в главах 2-3 книги. Перечень ключевых понятий таков:
a. Вызовы-угрозы и вызовы-возможности
b. Заботы (объективные потребности, функции, драйверы активности и изменений): базовые и надстроечные
c. Обеспечивающие структуры, в том числе «волшебные палочки» (структуры с почти безграничной гибкостью и многофункциональностью, такие как нормативность, умелая рука, орудия, нейронные ансамбли, слоги и фонемы, слова, синтаксис, ментальные модели).
d. Издержки, напряжения, порождающие новые вызовы и заботы
e. Развитие как побочное следствие каждодневных практик (через многоуровневый отбор)
f. Интерактивный ритуал, интериоризация, положительная обратная связь, подкрепление
g. Зоны ближайшего развития в эволюции
5. Какой путь решения проблем сознания перспективен с позиций выбранной парадигмы и построенной синтетической концепции?
a. Сознание — не «тотальность» («единство апперцепции»), а сложная система разнородных компонентов (моделей и способностей)
b. Эти компоненты эволюционно появлялись вместе со ступенями появления и эволюции речи, языка
c. Эти компоненты развиваются у каждого здорового человека «заново» в онтогенезе по мере освоения языка в детстве, и только благодаря окружению людей с языком, культурой и сознанием
d. Иллюзию «тотальности» создает одна из способностей высокого уровня: фокусировать внимание на любых объектах либо указанных в речевом взаимодействии, либо произвольно
e. Без учета пп.5а-d попытки не только решать, но даже обсуждать проблемы сознания в традиционных психофизических схемах (типа «сознание-мозг) безнадежно и бессмысленно.
6. Может ли помочь подход К.Гемпеля в исследованиях глоттогенеза и когнитивной эволюции с учетом полного отсутствия прямых данных о ранних периодах появления-развития языка и сознания (до сапиенсов)?
a. Да, если удастся объединить теоретические гипотезы, актуальные исследования (наблюдения, сравнения, аналоговые и компьютерные эксперименты) и эмпирические гипотезы о гоминидах с использованием косвенных данных.
b. Растет фронт актуальных исследований, в которых уже неявно используется этот принцип
c. Гипотеза: разработанный в книге расширенный гемпелевский подход может дать начало «науке быстрых открытий» в данной сфере (по Р.Коллинзу)