• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третье заседание семинара в 2021/22 учебном году

12+
Мероприятие завершено

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОТТОГЕНЕЗА И КОГНИТИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ:Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск:Манускрипт. 2022. 355 с.

Развернута эволюционная концепция происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. Показано, что так называемый «языковой Рубикон»— граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолен в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Дано обоснованное (насколько это возможно) объяснение условий подъема на каждую ступень языковой сложности.

Заседание состоится по адресу https://us02web.zoom.us/j/89481863812?pwd=dnp6R3dBeUVudUYwNWhyWUw2UWNXUT09

Идентификатор конференции: 894 8186 3812
Код доступа: 511898

 

О чем пойдет речь в докладе: вопросы и краткие формулировки тезисов

1.    Как можно структурировать многообразие идей, концепций, исследований происхождения языка, бурно растущее в мировой науке с 1980-х гг.? Какая парадигма (комплекс родственных концепций и подходов) наиболее перспективна и почему? Как это связано с проблемой «языкового Рубикона» (принципиальное различие между человеческим языком и коммуникативными системами животных)?

a)    Континуалистская биологизаторская парадигма, основанная на многообразии черт «языков животных» и успехах обучения шимпанзе, бонобо языкам жестов и общению посредством графем (системой клавиш с условными обозначениями предметов, действий, эмоций и проч.). (Фитч, Тернер, Марьянски, Румбо, Барулин, Бурлак и др).

b)    Сальтационистская когнитивистская парадигма, основанная как раз на утверждении «Рубикона», произошедшего благодаря единоразовой мутации либо «озарению» -появлению «узкой языковой способности» (narrow language faculty – NLF,  Хомский, Хаузер, Фитч, ранний Бикертон, Панов и др.).

c)    Многоступенчатая челночная парадигма признает «Рубикон», реконструирует его преодоление через множественные ступени, позволяет строить концепции и объяснения каждого этапа (подъема, прорыва, ароморфоза) через закономерные процессы развития структур (социальных, знаковых, орудийных, анатомических, физиологических, генных) в меняющихся природных и социальных условиях, нишах, которые сами зависят от развития этих структур (челночность) (Дональд, Лаланд, Уилдген, поздний Бикертон, Стерелни, МакУинни, Габора, Смит и др.).

2.    В рамках какой из трех парадигм возможно построение концепции, объясняющей процессы преодоления «языкового Рубикона»?

a.    Континуализм отвергает сам «языковой Рубикон». Если нет качественных отличий человеческого языка, то нет и проблемы.

b.    Сальтационизм не способен представить механизм перехода, поскольку единичная катастрофа не поддается никаким закономерностям.

c.     Многоступенчатая челночная парадигма предоставляет широкие и перспективные возможности построения таких концепций, поскольку предполагает несколько качественных переходов, а также постоянное взаимодействие внешних (техноприродных, социальных) и внутренних (поведенческих, психических, анатомических, физиологических, нейронных, генных) факторов и процессов.

3.    Каким требованиям эта концепция должна удовлетворять?

a.     явно сформулированные принципы эволюции;

b.     закономерный переход от ступени к ступени соответственно общим гипотезам или законам, соотнесенным с этими принципами;

c.      включение процессов всех уровней движения в «ячейки» схемы, между которыми определены причинные, функциональные, структурные или иные связи;

d.     возможность включения версий «трамплинных» концепций из разных сфер жизни наших предков в эпоху антропогенеза (взаимодействие с природным окружением, орудийная деятельность, взаимоотношения в группах и между группами), а также изменений в базовых универсальных сферах: пропитание, безопасность, сексуальность и родительство.

4.    Синтез, казалось бы, столь далеких друг от друга идей, понятий, моделей Малиновского-Стинчкомба, Ламарка-Болдуина-Уилсона, Выготского-Лурии, Дюркгейма-Гофмана-Коллинза, Торндайка-Скиннера, Бойда-Ричерсона, Лаланда-Бикертона, Дональда-Дора и др. удовлетворяет требованиям п.3. Данная концепция изложена в главах 2-3 книги. Перечень ключевых понятий таков:

a.    Вызовы-угрозы и вызовы-возможности

b.    Заботы (объективные потребности, функции, драйверы активности и изменений): базовые и надстроечные

c.     Обеспечивающие структуры, в том числе «волшебные палочки» (структуры с почти безграничной гибкостью и многофункциональностью, такие как нормативность, умелая рука, орудия, нейронные ансамбли, слоги и фонемы, слова, синтаксис, ментальные модели).

d.    Издержки, напряжения, порождающие новые вызовы и заботы

e.    Развитие как побочное следствие каждодневных практик (через многоуровневый отбор)

f.      Интерактивный ритуал, интериоризация, положительная обратная связь, подкрепление

g.    Зоны ближайшего развития в эволюции

5.    Какой путь решения проблем сознания перспективен с позиций выбранной парадигмы и построенной синтетической концепции?

a.    Сознание — не «тотальность» («единство апперцепции»), а сложная система разнородных компонентов (моделей и способностей)

b.    Эти компоненты эволюционно появлялись вместе со ступенями появления и эволюции речи, языка

c.     Эти компоненты развиваются у каждого здорового человека «заново» в онтогенезе по мере освоения языка в детстве, и только благодаря окружению людей с языком, культурой и сознанием

d.    Иллюзию «тотальности» создает одна из способностей высокого уровня: фокусировать внимание на любых объектах либо указанных в речевом взаимодействии, либо произвольно

e.    Без учета пп.5а-d попытки не только решать, но даже обсуждать проблемы сознания в традиционных психофизических схемах (типа «сознание-мозг) безнадежно и бессмысленно.

6.    Может ли помочь подход К.Гемпеля в исследованиях глоттогенеза и когнитивной эволюции с учетом полного отсутствия прямых данных о ранних периодах появления-развития языка и сознания (до сапиенсов)?

a.    Да, если удастся объединить теоретические гипотезы, актуальные исследования (наблюдения, сравнения, аналоговые и компьютерные эксперименты) и эмпирические гипотезы о гоминидах с использованием косвенных данных.

b.    Растет фронт актуальных исследований, в которых уже неявно используется этот принцип

c.     Гипотеза: разработанный в книге расширенный гемпелевский подход может дать начало «науке быстрых открытий» в данной сфере (по Р.Коллинзу)