Акторно-сетевая теория и исследование способов существования
15 октября в рамках постоянного семинара группы "Современная метафизика" Сергей Астахов выступил с докладом об акторно-сетевой теории и о том, можно ли считать ее новой метафизикой.
15 октября в рамках постоянного семинара группы "Современная метафизика" Сергей Астахов выступил с докладом об акторно-сетевой теории и о том, можно ли считать ее новой метафизикой.
Сергей начал свой доклад с исторического экскурса, чтобы охарактеризовать контекст и динамику развития проблемной области. Как известно, одним из главных завоеваний социологии научного знания в 1970-е годы стала разработка методологического релятивизма, совместимого с эмпирическими исследованиями. Д. Блур, один из ведущих представителей Эдинбургской школы, выдвинул так называемую «сильную программу». Согласно ее принципам, исследователь должен отвлекаться от категорий истинности или ложности, рациональности или иррациональности, успешности или провальности тех или иных представлений в ходе своей работы. Одни и те же термины и объяснительные модели должны использоваться как для истинных, так и для ложных научных представления. Благодаря этой установке Блур обосновал возможность социальной интерпретации знания, полученного в естественнонаучных дисциплинах, тем самым открыв новые горизонты для социологии, философии и антропологии науки.
В 1980-е года акторно-сетевая теория Б.Латура и М.Каллона развивает экспансионистский импульс сильной программы. Французские ученые предлагают использовать одни и те же термины не только для истинных и ложных представлений, но также как для природных, так и для социальных явлений. Они открывают новое измерение анализа, уравнивая в правах людей и не-человеков(non-humans) — животных, научные приборы, технические системы. Подобный радикализм ведет к пересмотру понятий природы и культуры, методологический релятивизм дополняется своеобразной ницшеанско-делезианской метафизикой.
В 1990-е и особенно в 2000-е акторно-сетевой теории сопутствует взрывной успех: методы Латура и Каллона становятся все более популярными среди антропологов, урбанистов, социологов. Привлекательная для исследователей способность теории к преодолению границ научных дисциплин и культурных регионов через некоторое время оборачивается очевидным недостатком — «всеядностью» концепции, ее безразличием к специфическим свойствам рассматриваемых объектов. Латур переключается на другой проект - исследование способов существования. Основная проблема новой философии теперь заключается не в описании переплетений гетерогенных сетей науки, политики, религии и права, но в обосновании их фундаментальных отличий друг от друга. Автор заимствует онтологию события у А.Н.Уайтхеда и понятие «способов существования» у Э.Сурио, чтобы показать, что каждая сфера общественной жизни обладает собственной логикой — особым режимом высказываний и соответствующим ему набором условий истинности. При первом ознакомлении кажется, будто Латур отказывается от всех завоеваний методологического релятивизма, сделанных социологией научного знания, и от собственной ранней метафизики в пользу учреждения нового мета-языка.
Во второй части своего выступления докладчик предложил посмотреть на историю акторно-сетевой теории через призму проблемы, которую можно назвать родовой для всего направления - проблему релятивизма. В самом общем виде она имеет не так уже много теоретических решений, и можно предположить, что даже на высоком уровне развития концепции основные черты стратегии поиска решения данной проблемы должны проявлять себя в определенного типа метафизике.
Наокнец, в третьей части доклада Сергей описал главные идеи последней книги Латура и сформулировал ряд основопологающих вопросов: Каково место акторно-сетевого метода в рамках философии способов существования? Возможно ли историческое описание генезиса режимов бытия? Стоит ли говорить о новой метафизике Латура? Все эти вопросы вызвали одивленное обсуждение и комментарии.