Выступление С.В. Данько в лектории журнала "Знание - сила"
14 февраля Софья Данько выступила в лектории журнала "Знание - сила" с докладом на тему "Отменил ли Витгенштейн философию?"
14 февраля Софья Данько выступила в лектории журнала "Знание - сила" с докладом на тему "Отменил ли Витгенштейн философию?"
По мнению докладчика, наш интерес к «абсолютным и фундаментальным» истинам мира - не только научный или утилитарный. Это - интерес именно ценностного, этического свойства. Однако в своем позитивистском, натуралистическом воплощении современная философия показала: удовлетворить этот интерес можно, лишь перевоплотив его в сугубо научный, разбив его на множество частных вопросов естествознания. Если же иметь в виду различные формы иррационализма, то абсолютная истина вполне достижима, но мало кому она понравится: она сообщает лишь о плачевности нашего положения, о тщете всех наших надежд.Так философия приходит к самоотрицанию. Признается, что крылья, которые мы от нее ожидали получить — картонные или расцвечены на манер пиратского флага. Что нам суждено либо закрыть вопрос о «мире как он есть», о «самой реальности», сочтя такие вопросы бессмысленными, либо признать правоту иррационализма, существо которого в ХХ веке выливается в «чистую свободу» человека, живущего в «неразумном» мире, лишенном смысла и провидения.
В своем выступлении Софья Данько попыталась показать, как с позиций Людвига Витгенштейна можно иначе подойти к подобным проблемам. В частности, речь шла о том, каким путем можно избавиться от «априорных очков» (и получить доступ к «реальности как она есть»), и одновременно избавиться от пут иррационализма, чтобы на более глубоких основаниях подойти к этическим вопросам о нравственном выборе, о свободе, о смысле жизни, о добре и зле.
"Если сказанное о субъекте, о "я" - будет выражать какую-то ценность, и мы получим этику, то эта ценность будут происходить от ценностного отношения к миру самого говорящего. Если не метаэтика (которой, возможно, и нет у него), то перформативная этика Витгенштейна показывает, таким образом, что высказывания о человеке, о субъекте, о "я" - либо вообще не могут иметь ценностного характера (ранний Витгенштейн), либо будут выражать ценность (поздний Витгенштейн), однако будут выражать эту ценность от лица говорящего, будут выражать форму жизни того, кто говорит.
В любом случае получается, что из текстов Витгенштейна мы получаем, что ценностное отношение к миру возможно лишь от первого лица, с изумлением убеждаемся (каждый), что это лицо - "моё". Получаем редкий шанс ощутить свою ответственность. Однако правы те, кто заметил здесь некоторое противоречие, перформативный парадокс: Витгенштейн показывает, что этика возможна только от первого лица, отношение к миру, понимание мира будет только моим, лично моим. Но из его же, Витгенштейна, текстов следует, что для каждого "я" будет выполняться общее условие: каждый человек постольку человек, поскольку он понимает свой мир. Иначе мир просто не существовал бы для "я" (и само "я" бы не существовало): то, что непонятно, вообще непонятно - не существует для "я" (мир существует для "я" настолько, насколько он понятен) . Выходит, что мы получаем здесь перформативное определение "я", которое существует постольку, поскольку понимает свой мир, реализуя при этом ценностное отношение к миру (иначе понимание не может состояться, чистый абсурд невозможен, и полностью нейтральное отношение невозможно, даже учебник геометрии не является нейтральным). Хотя нейтральность может случаться на определенных "участках". Тогда мир есть, но он "дырявый". Как у врача-нациста, ставящего эксперименты на живых людях.
Если так, то этический субъект все-таки появляется в учении Витгенштейна, в качестве того, кто понимает свой мир. Но характер ценности, ее уровень - остается за каждым из нас. И этим перформативная этика Витгенштейна отличается от всех других этик: она не утверждает никакой определенный уровень понимания (если не считать высказываний от лица самого Витгенштейна, где он демонстрирует свое собственное отношение к миру). Любая другая этика представляет собой выражение ОПРЕДЕЛЕННОГО уровня понимания, поэтому понимание мира Кантом отличается от понимания мира Гегелем. Метаэтика, или, пожалуй, все же перформативная этика Витгенштейна показывает условия для такого различия. Но тут еще много есть о чем подумать." (С.В. Данько)