• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

13 июня в НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Образовательная среда как фактор технологического суверенитета и информационно-психологической безопасности России»

В НИУ ВШЭ прошел междисциплинарный научно-общественный круглый стол «Образовательная среда как фактор технологического суверенитета и информационно-психологической безопасности России». Он объединил академическое и преподавательское сообщество, представителей власти и индустрии с целью разработки пошаговой стратегии достижения национальных целей развития РФ в области образования с учетом его цифровой трансформации. В ходе обсуждения эксперты положили начало поиску совместных решений по реализации социально ориентированной и человекоцентричной политики в сфере образовательных информационных технологий. Организаторами мероприятия выступили Центр искусственного интеллекта и Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ, Научный совет при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований. Модерировали дискуссию Анастасия Углева, профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, и Ангелина Потеряйко, ученый секретарь секции «ИИ в экономике» НСМИИ РАН.

НИУ ВШЭ

Участники круглого стола обсуждали научный подход к осуществлению национальных развитий России, представленных в майском указе №309 президента РФ Владимира Путина. В ходе дискуссии было отмечено, что успех в достижении этих целей в значительной степени зависит от состояния образовательной системы и её воздействия на три ключевых аспекта: смысловой, культурообразующий и предметно-инструментальный. Было обнаружено, что существует устойчивая тенденция разрушения ценностного кода в молодых поколениях, что напрямую связано с акцентом образовательной системы на предметно-инструментальный компонент, недостаточное внимание к культурообразующему и смысловому аспектам.

НИУ ВШЭ

Профессор Ирина Джерелиевская высказала мнение о том, что социокультурная обстановка общественной жизни играет ключевую роль в формировании ценностного и смыслового контекста образовательного процесса. Она подчеркнула, что задача государства заключается в создании такой обстановки, соответствующей отечественному культурному коду. Однако существует опасение, что будущий успех отечественного образования связывается преимущественно с модернизацией низового предметно-инструментального уровня образовательной среды, в то время как её многомерность, особенно смысловой уровень, остаётся недостаточно учитываемой.

В условиях быстрого развития технологий образовательная система должна быть готова к новым вызовам. Специалисты из различных областей, таких как образование, нейрофизиология, детская психология, информационные технологии, а также представители медицинского сообщества, родителей и государственных органов обсудили влияние технологий на изменение коммуникативных взаимодействий, формирование когнитивных способностей у детей и подростков, а также их физическое и психическое здоровье.

Участники круглого стола высказали серьезные опасения относительно потенциального нанесения необратимого вреда физическому и психическому здоровью детей при использовании современных информационных инструментов и технологий, в связи с полным игнорированием особенностей человеческой природы и возрастного развития.

Анна Швабауэр, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи, подчеркивает необходимость внесения поправок в законодательство об образовании, поскольку оно не обеспечивает гарантии на традиционное очное обучение. Технологический суверенитет становится одним из ключевых приоритетов для России, что подразумевает способность государства обеспечивать безопасность и надежность новых технологий, особенно в чувствительных областях, таких как образование. Информационно-психологическая безопасность признается важной составляющей национальной безопасности, что требует социогуманитарной экспертизы внедряемых технологий и пересмотра нормативной базы.

Свои доклады в рамках круглого стола представили: Ведута Елена Николаевна — д.э.н., профессор МГУ, зав. кафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ им. М.В. Ломоносова; Волков Николай Юрьевич – кандидат физ.-мат. наук, преподаватель, научный сотрудник Механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Гилева Ольга Борисовна – д.б.н., профессор УГМУ; Джерелиевская Ирина Константиновна – д.филос.н., к.пед.н., профессор; Кашаба Игорь Викторович - педиатр, иммунолог, руководитель Ассоциации МАСТИМ, младший научный сотрудник Института Клинической и Экспериментальной Лимфологии НИИКЭЛ, лаборатории патологии соединительной ткани; Молодцов Олег Владимирович – руководитель Комитета по образованию Московской ассоциации предпринимателей; Чувашев Денис Дмитриевич - учитель истории, преподаватель ОБЖ, активист движения «Родная Школа»; Швабауэр Анна Викторовна – к.ю.н., эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи, доклад «Цифровизация образования: перспективы и риски»; Хагуров Теймыр Айтечевич – д.соц.н., профессор Кубанского университета; Попова Екатерина Витальевна – к.э.н., академик РАЕН, действительный государственный советник 2 класса, заместитель генерального директора МНИИПУ (2005-2012 гг.), помощник руководителя Администрации Президента РФ

НИУ ВШЭ

Берчун Валерий Валентинович - председатель Общероссийского общественного движения Российский союз за здоровое развитие детей; Потеряйко Ангелина Юрьевна - учёный секретарь секции ИИ в экономике Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, заместитель директора АНО «Научная школа стратегического планирования Н.И. Ведуты», председатель общественной организации учёных, педагогов и родителей «Образование – наше будущее»; Фоменко Елена Владимировна - заместитель председателя общественной организации учёных, педагогов и родителей «Образование – наше будущее»

НИУ ВШЭ

Камка Светлана Васильевнак.пед.н., эксперт СПК РФ в образовании, заместитель директора центральных городских учреждений г. Москвы (2021-2024); Шустова Татьяна Николаевна – учитель математики и информатики ВК, эксперт СПК РФ в сфере образования; Архипова Людмила Юрьевна - к.м.н., доцент кафедры лечебной физкультуры,  спортивной медицины и физиотерапии Саратовского государственного медицинского университета, им. В.И. Разумовского; Майко Елена Викторовна - член Общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, член Общественного совета при Департаменте общественной безопасности г. Севастополя, медиаэксперт, учитель истории и обществознания; Расходчиков Алексей Николаевич – к.соц.н., председатель правления Московского центра урбанистики «Город»,  руководитель Института сетевого анализа.