Доклад Семена Корчина «Генерация цифровой памяти с помощью ИИ: этика пользовательских соглашений социальных сетей»
14 июня 2025 года в рамках научного семинара «Искусственный интеллект в мире людей: гуманистические, этические и правовые аспекты развития цифровых технологий», организованного Школой философии и культурологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, состоялся доклад магистранта Семёна Корчина на тему «Генерация цифровой памяти с помощью ИИ: этика пользовательских соглашений социальных сетей». Выступление вызвало широкий интерес и стало поводом для содержательной дискуссии об этических и правовых рисках, сопряжённых с созданием и распространением цифровых образов умерших людей с использованием технологий искусственного интеллекта.

Вступительное слово руководителя семинара, профессора Анастасии Углевой, обозначило контекст обсуждения: стремительное развитие ИИ вызывает всё более острые вызовы в области защиты достоинства, автономии и персональных данных, включая данные умерших. При этом, было подчеркнуто, что этика как область нормативного регулирования часто оказывается менее влиятельной, чем рыночные стратегии и интересы крупных цифровых платформ. Несмотря на декларации и существование документов вроде «Белой книги» Национальной комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ, юридическая защита остаётся ограниченной, особенно в отношении посмертной приватности.
В своём докладе Семён Корчин сосредоточился на проблеме «цифровых двойников» — цифровых копий или реконструкций умерших, которые продолжают «жить» в социальных сетях, медиа и алгоритмах обработки данных. Исследование основывалось на анализе роликов с использованием дипфейков, размещённых на платформах TikTok и YouTube, а также на примерах создания чат-ботов и имитаций образов умерших родственников. По мнению докладчика, феномен «послежития» — существования цифрового следа после смерти — формирует новую культуру памяти, где образы умерших становятся элементами публичного, часто коммерциализированного информационного пространства.
Особое внимание в докладе было уделено этическим конфликтам, возникающим при использовании изображений умерших детей без согласия их родителей. В качестве примера был приведён ролик о трагедии Джеймса Балджера, в котором цифровая имитация ребёнка «рассказывала» о своей гибели. Эти видео, по замыслу авторов, должны были привлечь внимание к проблемам насилия и дать голос тем, кто был лишён его при жизни. Однако они вызывали серьёзную травматизацию у родственников, нарушение посмертной конфиденциальности и острые вопросы о допустимости использования визуальных и биографических данных умерших без согласия семьи.
Как отметил Корчин, подобные практики создают ощущение «размывания границ» между жизнью и смертью, между личной памятью и публичной эксплуатацией трагедии. Культура публичного траура, подкреплённая технологиями, может способствовать цифровой социализации утраты, но также и подрывать границы интимного и этически допустимого. По мнению исследователя, следует рассматривать возможность введения механизма «посмертного распоряжения» данными, аналогичного завещанию, а также необходимости международного этико-правового регулирования, учитывающего культурные и религиозные различия.
Выступление вызвало живой отклик у участников семинара. Психолог Вероника Нуркова подчеркнула, что подобные ролики могут стать дополнительной травмой для переживающих горе, а имитация личности умершего — не всегда способствует адаптации, напротив, может способствовать избеганию реального осознания утраты. Анастасия Углева указала на риски использования дипфейков для манипуляций, мошенничества и репутационного ущерба, подчеркнув важность прикладной этики как формы «мягкого права» до появления юридических норм.
В обсуждении также поднимались вопросы суверенизации ИИ, распределённой ответственности за создание и распространение цифровых имитаций, различий в восприятии смерти в разных культурах, и вызовов, связанных с отсутствием единых международных механизмов регулирования. Семён Корчин обратил внимание на необходимость институциональной ответственности, при которой взаимодействие платформ и родственников умерших должно быть предметом совместного этического и правового консенсуса.
В целом, прошедший семинар продемонстрировал актуальность и междисциплинарную значимость темы посмертной конфиденциальности и культуры цифровой памяти. Обсуждение поставило под сомнение допустимость несанкционированного использования цифровых образов умерших и выявило потребность в разработке механизмов защиты достоинства личности — даже после её физического исчезновения.