• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Павла Бойко и Никиты Колесникова "Учение о сознании, рассудочном и разумном мышлении в истории мировой философии и актуальные проблемы теории и методологии ИИ"

Мероприятие завершено

24 июня в 16.00 в рамках семинара "Искусственный интеллект в мире людей" свой доклад прочитают доктор философских наук Павел Евгеньевич Бойко и соискатель кафедры философии, теологии и религиоведения КубГУ Колесников Никита Иванович. Тема доклада "Учение о сознании, рассудочном и разумном мышлении в истории мировой философии и актуальные проблемы теории и методологии ИИ"

SecurityLab

В докладе рассматривается эволюция категорий сознания, рассудка и разумного мышления в истории мировой философии, в ее классической и, так называемой, «постклассической» составляющих. Авторы исходят из принципа разумной тотальности мирового историко-философского процесса, определяя классическую философию как всеобщую логику мышления и бытия, по отношению к которой вся «постклассика» выступает опытом актуально бесконечной экспликации ее особенных и единичных моментов.

Тема сознания, рассудочного и разумного мышления является одной из центральных в истории философии и продолжает оставаться важной в современных дискуссиях, особенно в контексте развития философии, теории и методологии искусственного интеллекта (ИИ). В классической философии эти концепции проходят долгий путь развития от античности до наших дней, охватывая таких мыслителей как Платон, Аристотель, Р.Декарт, Д. Юм, И.Кант, И.Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Постклассические философские учения о сознании и мышлении наиболее ярко представлены в феноменологии Э. Гуссерля и далее во всей «нео» и «пост» позитивистской, эмпирико- ориентированной аналитической философии от Б. Рассела до Х. Пантэма, Д. Чалмерса, Д. Деннета, включая различные направления когнитивистики и междисциплинарного синтеза нейронаук.

Проследив основные логико-исторические вехи эволюции категорий сознания, рассудочного и разумного мышления, авторы показывают парадигмальные пути актуализации этих понятий для современных концепций и технологий ИИ, отделяя перспективные разумные направления разработки ИИ от заведомо ложных и квазинаучных.

С точки зрения классической философии, интеллект (в его естественной форме) есть необходимый момент саморазвития сознания, самосознания, рассудка, разума и духа как такового. Появлению и развитию этой категории предшествует большая и напряженная «работа понятия», как всеобщего определения бытия.

Предлагаемый в докладе интегральный неоклассический историко-философский подход позволяет прояснить невозможность создания искусственного сознания, в том числе «разумного» или «сильного» искусственного интеллекта.

В работе также подчеркивается необходимость использования принципов рассудочного мышления (в определениях гегелевской «Науки логики», т.е. до появления сознания как такового), в том числе и рассмотрения категории целеполагания («телеология» в системе объективного понятия) для определения действительного потенциала современных технологий ИИ и дальнейших перспектив его развития в современной науке и технике.