• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Владимир Селивёрстов выступил на конференции «Австрия как культурный центр Европы» в Екатеринбурге

Конференция «Австрия как культурный центр Европы» прошла 29-30 октября в Екатеринбурге. Она была организована почётным консульством Австрийской республики в Екатеринбурге, Институтом философии и права Уральского отделения РАН и Уральским федеральным университетом. На конференции рассматривались различные темы, связанные с австрийской литературой, философией, психологией и т.д. Так, к примеру, среди секций можно выделить следующие: «Человек и животное: австрийская этология и антропология», «Австрийская литература на рубеже 19-20 вв. в контексте венского модерна», «Австрийская школа теории предметов», «Кинематограф Ульриха Зайдля: антропология и социология», «Канистерапия в работе психолога» и др.

Владимир Селивёрстов выступил на конференции с докладом «Теория Алексиуса Майнонга в контексте развития брентановской школы». Ниже представлены главные тезисы этого доклада.

Алексиус Майнонг и его теория на данный момент пока в истории философии является примерами того, как не надо заниматься философией. Ему приписывают и существующих круглых квадратов и непонятно где находящихся пегасов и т.д. Между тем майнонговские понимание несуществующих предметов, его тезис о внебытии по-прежнему остаются предметами для дискуссии, поскольку они не были должным образом прояснены. Для того, чтобы лучше понять майнонговские интенции, следует проанализировать дискуссии о статусе несуществующих предметов, которые проходили в австрийской философии и, в частности, в школе Брентано до Майнонга. Как пишет по этому поводу финский философ Яакко Хинтикка, «я убеждён, что его [Майнонга] взгляды на существование и бытие не могут быть должным образом оценены без учёта их исторического бэкграунда...  Этот бэкграунд, эта более ранняя история понятий существования и бытия, вообще ещё должным образом не прояснены» Понятие интенциональности, введённое Брентано для обозначения специфического соотношения сознания и предмета, в дальнейшем использовалось в феноменологии Гуссерля, более известной философской концепции, в связи с чем исходное понимание интенциональности было оттеснено на второй план.

Брентановская школа была в XIX столетии одной из наиболее крупных и влиятельных по числу её представителей.  Среди них наиболее известны Майнонг, Гуссерль и Твардовский. Первый разработал теорию предметов, оказавшую влияние на становление аналитической философии. Второй явился основателем феноменологии,  третий – Львовско-Варшавской школы.

Майнонг аккумулировал в своей теории многие темы, которые обсуждались его предшественниками и, переработав их, воплотил в стройную теорию, основной целью которой был анализ статуса предметов.

Конференция «Австрия как культурный центр Европы» прошла 29-30 октября в Екатеринбурге. Она была организована почётным консульством Австрийской республики в Екатеринбурге, Институтом философии и права Уральского отделения РАН и Уральским федеральным университетом. На конференции рассматривались различные темы, связанные с австрийской литературой, философией, психологией и т.д. Так, к примеру, среди секций можно выделить следующие: «Человек и животное: австрийская этология и антропология», «Австрийская литература на рубеже 19-20 вв. в контексте венского модерна», «Австрийская школа теории предметов», «Кинематограф Ульриха Зайдля: антропология и социология», «Канистерапия в работе психолога» и др.