• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Трансцендентное в современной философии»

29 апреля в рамках Пятой ежегодной конференции «Философия. Язык. Культура» состоялся круглый стол, организованный НУГ «Современная метафизика».

Дарья Шамис

Дарья Шамис
Круглый стол был посвящен презентации недавно вышедшего сборника «Трансцендентное в современной философии: направления и методы (СПб.: Алетейя, 2013), в котором отражены основные результаты работы группы в 2013 году. Авторы статей представили плоды своих трудов, ответили на вопросы слушателей и высказали собственные точки зрения на роль и место понятия «трансцендентного» в современных философских дискуссиях.
 
Зачинателем дискуссии стала Диана Гаспарян, автор статьи «Стратегии детрансцендирования в современной континентальной философии». Она указала ряд трудностей традиционной метафизики, способствовавших такому переосмыслению трансцендентного, в результате которого оно должно было перестать быть радикально иным или радикально внешним по отношению к миру имманентного. При этом основной упор был сделан на прочтении Гегеля и частично Гуссерля, чьи философские подходы и концепты определили ключевую логику тех философских стратегий, которые были в последующем направлены на развития детрансцендированной онтологии.
 
После обсуждения роли гегелевских идей в переосмыслении трансцендентализма дискуссия органично перешла к вопросу о политических, правовых и моральных аспектах функционирования понятия «трансцендентного» в современном философском дискурсе. Григорий Пономарев, автор статьи « Трансцендентное в политическом как источник тоталитарной идеологии », на материале теорий Э. Фёгелина и Р. Арона показал, что тоталитарные идеологии могут быть рассмотрены как своего рода «политические религии», основным способом легитимации которых является искусственное назначение «трансцендентной» роли тем или иным имманентным общественным реалиям. Тема взаимосвязи понятий «трансцендентного» и «тоталитарного» вызвала оживленный спор, в ходе которого оба понятия были прояснены и уточнены, а главный тезис работы проиллюстрирован многочисленным и примерами из истории.
 
Если тезис о миграции трансцендентного в политическое вызвал бурную дискуссию, то с утверждением Дарьи Шамис, автора статьи «Трансцендентное в философской антропологии», о принципиальной роли кантовского понятия «идеала» в понимании сути трансцендентализма большинство участников были склонны согласиться. Показав, что тема трансцендентного органически связана с вопросом поиска оснований этического, а также с проблемой возможности воплощения обнаруженных моральных норм в соответствующих волевых актах, Дарья попыталась осмыслить, что нового привнесли философские антропологи, в частности М. Шелер и Х. Плеснер, в разработку понятия трансцендентного.
 
В продолжение темы трансцендентности оснований морали Илья Павлов, автор статьи « Когда молчит Витгенштейн: лингвистическое понимание трансцендентного », предложил оригинальную трактовку категории трансцендентного, опирающуюся на учение Л. Витгенштейна о невыразимой этике, теорию перформативных актов Дж. Остина и другие идеи философии языка. Это позволило ему провести сопоставление современных и классических стратегий обращения к трансцендентному, а также предложить реконструкции метода богословия в учении Дионисия Ареопагита с помощью понятия коммуникативных речевых практик.

Конечно же, участники круглого стола не могли обойти стороной один из ключевых вопросов трансценденталисткой метафизики – вопрос о свободе воли. Александр Мишура, автор статьи «Агентные теории свободы воли в современной аналитической философии», продемонстрировал принципиальные трудности либертарианского подхода. Основной задачей подобных теорий, считает Александр, должна стать выработка понятия неопределённости, которая позволит обосновать иное представление об онтологическом положении свободного субъекта, нежели это имеет место в описании физического индетерминизма. В настоящий момент такого понятия не представлено, и вероятно, не модет быть представлено без обнаружения того пространства онтологии, которое является специфической сферой для действия свободной воли.
 
Круглый стол завершился общей дискуссией о соотношении трансцендентализма и натурализма в современной философии, в которой мнения участников варьировались от необходимости компромисса, поиска версий «натуралистического трансцендентализма», до проектов реванша трансценденталистской парадигмы в некоторых ключевых вопросах. Активное участие в дискуссии приняли Татьяна Левина, Дарья Дроздова, Виктор Горбатов, Алена Лиманова и многие другие участники встречи.