• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ридинг-семинар по книге В.В. Васильева "Сознание и вещи"

7 марта состоялся ридинг-семинар группы "Современная метафизика", посвященный обсуждению книги В.В. Васильева "Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии". М.: 2014

Ридинг-семинар по книге В.В. Васильева "Сознание и вещи"

7 марта состоялся ридинг-семинар группы "Современная метафизика", посвященный обсуждению книги В.В. Васильева "Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии". М.: 2014

В работе семинара, помимо участников группы "Современная метафизика" (Диана Гаспарян, Татьяна Левина, Виктор Горбатов, Александр Мишура, Илья Павлов, Глеб Котенко) приняли философы, активно работающие над проблемами философии сознания - Дмитрий Иванов (ИФРАН), Антон Кузнецов (МГУ), Александр Мацкевич.

В начале семинара Александр Мишура, автор рецензии на обсуждаемую книгу в журнале "Логос", напомнил собравшимся общую структуру и главные смысловые основные моменты этого произведения.

Кратко обсудив основные методологические и методические установки работы (концептуальный анализ, признание достижений когнитивных наук, оринетация на прояснение установок здравого смысла) участники семинара сосредоточились на анализе предложенной Вадимом Васильевым в первой главе трансцендентальной дедукции некоторых базовых онтологических установок нашего сознания. В частности, определенные споры вызвало предпринятое автором выведение "каузальной" и "экзистенциальной" веры  из фундаментального "принципа соответствия" между прошлым и будущим. Были отмечены такие трудности, как метафизический характер понятия (глобального) "События", неопределенность выделения внутри него локальных автономных событийных рядов, неоднозначность соотношения отнологии вещей и отнологии событий.

Однако наиболее оживленное обсуждение вызвала вторая глава, посвященная каузальной значимости сознания. Именно в этой главе а

втор критикует физикализм и эпифеноменализм, а также выдвигает натуралистическую версию интеракционизма, используемую им для оправдания интуиций здравого смысла.

Серьезную критику вызвала первая посылка предложенного Вадимом Васильева аргумента - тезис о возможности физического объекта прийти в одно и тоже физическое состояние через разные каузальные траектории. Также подвергалось сомнению данное в книге опровержение принципа локальной супервентности сознания на мозге. Выдвигались предположения о том, что каузальная роль сознания может быть, с одной стороны, гораздо шире, чем простая функция памяти (фиксации событийной истории в квалитативных состояниях), а с другой стороны, гораздо уже, поскольку принятая автором трансцендентальная методология позволяет судить лишь о том, как мы можем мыслить сознание, а не о том, как оно функционирует "на самом деле" (если, конечно, есть какое-то "на самом деле").