Круглый стол "Новое место трансцендентного в философской антропологии"
Круглый стол 22 ноября был посвящён теме интерпретации трансцендентного в философской антропологии, а именно, в трудах Макса Шелера и Хельмута Плеснера.
Круглый стол 22 ноября был посвящён теме интерпретации трансцендентного в философской антропологии, а именно, в трудах Макса Шелера и Хельмута Плеснера.
В начале Дарьей Шамис был сделан короткий доклад, напомнивший слушателям основные моменты кантовской теории трансцендентного и обозначивший наиболее важные положения теорий Шелера и Плеснера. В качестве предмета обсуждения были предложены следующие вопросы: Насколько этика связана с трансцендентным? Является ли укоренение этического стремления человека в его антропологическом устройстве отрицанием его свободы? Что значит замена трансцендентного на трансцендирование?
В начале дискуссии В.Н. Порус высказал опасения относительно утраты смысла бесконечного стремления в рамках концепции трансцендирования Плеснера. Безусловно, оно обеспечивает движение, развитие человека, культуры, однако такое развитие бесцельно, оно не даёт нам никаких ценностных ориентиров. Таковые существуют в области трансцендентного опыту. Пустое же трансцендирование за границы данного не ведёт ни к чему. В связи с этим члены круглого стола обсудили возможности обнаружения этических истин и необходимость поиска их в сфере трансцендентного. Что касается позиции Макса Шелера, то перед участниками встал вопрос о происхождении ценностей в его концепции. В заключение мы попытались провести некоторые параллели между концепциями этических истин Канта и Шелера.Вашему вниманию предлагается видеозапись круглого стола: