• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заключительный семинар серии «М. Хайдеггер и С.Л. Франк: онтологический аспект философии»

27 февраля состоялось очередное заседание Герменевтического кружка – третье в серии встреч, объединённых темой «Онтологический аспект философии Хайдеггера и Франка». Семинар бы посвящен интерпретации фрагментов, тематикой которых является проблема «другого».

27 февраля состоялось очередное заседание Герменевтического кружка – третье в серии встреч, объединённых темой «Онтологический аспект философии Хайдеггера и Франка». Семинар бы посвящен интерпретации фрагментов, тематикой которых является проблема «другого». Для разбора были предложены фрагмент из 26 параграфа «Бытия и времени» (Соприсутствие других и повседневное событие) и фрагмент из 3 раздела VI главы «Непостижимого» (Две основные формы отношения «я-ты») .

Открылся семинар прочтением фрагмента об интерсубъективности из «Непостижимого» Франка. (Сама структура книги, как участники семинара выяснили на прошлом заседании,  во многом наследуется Франком у неоплатоников и представляет собой образ восхождения человеческой души к Непостижимому.) Сущая сама по себе субстанция, непосредственное самобытие, еще не есть «я». «Я» впервые конституируется в интенциональном отношении «я-ты». Участники семинара также обратили внимание на диалектику отношения «я-ты»: «я» конституируется не только в условно положительном отношении к «ты», но и во враждебном, угрожающем (хотя отдельный раздел Франк посвящает именно любви, как наиболее истинному модусу отношения «я-ты», так как заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» должна опираться на требование «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим», которое в онтологическом смысле первично). В сущности, это отношение уничтожается только полным равнодушием к другому, его овеществлением. При этом было отмечено, что в повседневном отношении «я-ты» не может быть никакой иерархии, более или менее истинного отношения к другому, так как, во-первых, отношение «я-ты» есть модус онтологически изначального отношения «я-Бог», а во-вторых, не предполагается никакой эмпатии, как, например, у Дильтея. Для Франка нет никакого «другого я», единственное доступное нам «я» есть наше собственное.

В самом начале руководитель семинара Александр Владиславович Михайловский заметил, что в философии Хайдеггера не встает проблема интерсубъективности в силу отсутствия оппозиции имманентное-трансцендентное, также в фундаментальной онтологии не тематизируется опыт этического отношения к другому. Участники Герменевтического кружка пришли к выводу, что у Франка сама проблема другого возникает именно благодаря отношению к божественному «ты». Бог есть условие возникновения этической и онтологической проблемы интерсубъективности. У Хайдеггера, как было сказано выше, такой проблематики не возникает, хотя, как заметила аспирантка Алёна Апаева, со-бытие с другими изначально свойственно присутствию (Dasein), и позднее Хайдеггер переосмыслит эту проблему как проблему языка другого. Тем не менее, в фундаментальной онтологии Хайдеггера другой – не «ты», к которому мы относимся в акте любви. Если у Франка любовь в конце концов пронизывает любое отношение «я-ты», то Хайдеггер трактует сущность Dasein как индивидуацию, осуществляемую через отказ от существования, навязанного нам другими. Первичный опыт другого у Хайдеггера – это онтико-онтологическое фундирование бытия в форме решимости. А истинный модус бытия Dasein – решиться осуществлять свой проект, «стать тем, кто ты есть», экзистировать самостоятельно. 

Прошедший 27-го февраля семинар стал последним в целом цикле встреч, посвященных сопоставлению философии Франка и Хайдеггера. 

(Текст — Юлия Апанасенко)